1

Тема: №2 Управление цветом - цветовые профиля

Несмотря на то, что восприятие цвета субъективно, а сама сущность цвета соткана из трёх непостоянных явлений - свет, носитель и индивидуальные свойства восприятия каждого человека, всё равно мы ждём от печати (любой), что конечный отпечаток будет соответствовать изображению с монитора (макету).
Собственно, в этом, вообще, вся суть печати - ожидаемый оттиск. А ожидаемым он будет лишь в том случае, если соответствует картинке на мониторе. Любые другие критерии в практике - несостоятельны.
Здесь возникает обязательное условие - калиброванный монитор, для корректной оценки отпечатка (сегодня проблема корректной цветопередачи мониторов не столь актуальна - мониторы из коробки уже имеют сносную цветопередачу, а некоторые уже прямо совсем хороши). Однако, при наличии идеально откалиброванного монитора, даже самые лучшие системы печати не способны обеспечить полного соответствия по двум причинам:

1.    Отпечаток и изображение на мониторе - это две разные цветовые модели. Отпечаток - это отражённый свет, а монитор - это излучаемый свет. Из-за разной физики формирования самого цвета они по определению не могут совпадать. Цветовой охват излучаемого света гораздо шире отражённого света (отпечатка). И тут, кроме самой физики явления, играет большую роль качество чернил (оно не совершенно). В результате, существует такое понятие как «непечатные цвета». То есть - те цвета которые выходят за цветовой охват цифрового изображения (изображения с монитора). На сколько бы ни была хороша ваша система печати - при прямом сравнении отпечатка и монитора вы неизбежно будете видеть разницу (чтобы сравнение было корректным - проводят цифровую цветопробу: изображение выводят на специальный суперский монитор с присвоенным профилем вывода печатной машины имитируя физическую печать в специальной просмотровой кабине. В общем, это в теории. На практике - такое встречается редко).

2.    Что бы ни пели менеджеры по продажам принтеров - системы печати слишком далеки от совершенства. Потому что печать - это не только сам принтер, но и чернила (их химический состав), носитель, программное обеспечение, которое занимается управлением печатью и знания оператора.
Для того, чтобы всё это привести в порядок и наш отпечаток соответствовал бы ожиданиям, требуется управление цветом. По сути, оно сводиться к написанию для машины инструкции как правильно печатать цвета исходя из возможностей чернил и носителя, и что делать с непечатными цветами - как нивелировать разницу. Такая инструкция называется - цветовой профиль вывода (выходной профиль). Или ещё некоторые пижоны говорят - профайл.

Для создания выходного цветового профиля необходимо:
1.    Иметь спектрофотометр (денситометр тут бесполезный) - как правило речь идёт за I1pro 2 от компании x-rite.
2.    Программного обеспечения - тут выбор велик, но больше всего распространён Iprofiler от x-rite.
3.    Знания - их вы получите прочитав всё вот это и дальше.

Суть всей процедуры построения кратко следующая:
1.    Сперва проводиться линеаризация (она же характеризация и она же калибровка). Для этого печатается специальная шкала и замеряется. Так мы фиксируем (узнаем) возможности принтера. Подробнее в следующих главах.
2.    Потом с учётом корректировок линеаризации выводится мишень с кучей плашек, которые также необходимо замерить. После чего программа сопоставляет замеры с тем, что было отправлено на печать. И создаёт инструкцию корректировок - выходной цветовой профиль.
3.    Этот выходной профиль внедряется в систему печати и используется при печати на конкретном носителе.

Недостатком всего этого для новичка является входная стоимость прибора. Даже на втором рынке он стоит приличных денег. Если программное обеспечение ещё можно утащить с богомерзких торрентов, то спектрофотометр не скачать.
А без спектрофотометра цветовой профиль не построить никак совсем. Увы. К сожалению, совсем никак.

2 (2022-07-28 22:46:47 отредактировано Bagman)

Re: №2 Управление цветом - цветовые профиля

Однако, при наличии идеально откалиброванного монитора, даже самые лучшие системы печати не способны обеспечить полного соответствия по двум причинам

И нафига тогда компания Eizo выпускает свои мониторы стоимостью в 400 килорублей... И как быть с цветопробными принтерами компании Epson?..
Так если цветовой охват монитора гораздо шире цветового охвата принтера, то в чём проблема показывать на мониторе цвета так, как их напечатает принтер?  ;)

1. Отпечаток и изображение на мониторе - это две разные цветовые модели. Отпечаток - это отражённый свет, а монитор - это излучаемый свет. Из-за разной физики формирования самого цвета они по определению не могут совпадать. Цветовой охват излучаемого света гораздо шире отражённого света (отпечатка). И тут, кроме самой физики явления, играет большую роль качество чернил (оно не совершенно). В результате, существует такое понятие как «непечатные цвета». То есть - те цвета которые выходят за цветовой охват цифрового изображения (изображения с монитора). На сколько бы ни была хороша ваша система печати - при прямом
сравнении отпечатка и монитора вы неизбежно будете видеть разницу (чтобы сравнение было корректным - проводят цифровую цветопробу: изображение выводят на специальный суперский монитор с присвоенным профилем вывода печатной машины имитируя физическую печать в специальной просмотровой кабине. В общем, это в теории. На практике - такое встречается редко). 

Т.е. ребята, которые работают в цифровых типографиях, всегда "тыкают пальцем в небо", раз у них цвет на мониторе никогда не совпадает с цветом отпечатка? Мне кажется, в этом случае все типографии уже давным давно разорились бы.
Насколько мне известно, в специальной просмотровой кабине рассматривают сам отпечаток, а не изображение монитора. Т.к. обычно в помещениях используется "неправильный свет", то отпечаток подвержен метамерии (изменению цвета пигментов в зависимости от освещения). Можно чуть-чуть поподробнее про просмотровые кабины для "суперских" мониторов?  :/

И, кстати, а что насчёт печати изображений для световых коробов?  ;) И тут и там излучение. Правильно ли я понимаю, что в этом случае изображение на мониторе будет 1:1 совпадать с изображением на световом коробе?  ;)

1.    Сперва проводиться линеаризация (она же характеризация и она же калибровка).

Нет. Линеаризация она же калибровка. А характеризация это шаг 2.

Так мы фиксируем (узнаем) возможности принтера.

Нет. Возможности принтера узнаются только на шаге 2.


З.Ы. Если уж пипец как хочется самостоятельно делать профили, то есть возможность приобрести приборчик ColorMunki от того же Иксрайта. По возможностям он круче Айвана, стОит дешевле раза в два, а то и больше. Единственная проблема - некоторое неудобство в работе и малое количество поддерживаемого софта. Не зря Иксрайты, поняв что он дешевле и круче, быстренько сняли его с производства и стали впаривать всем Айваны.

3

Re: №2 Управление цветом - цветовые профиля

И нафига тогда компания Eizo выпускает свои мониторы стоимостью в 400 килорублей... И как быть с цветопробными принтерами компании Epson?..

- очевидно, ради понтов. Нет серьёзно. Вот есть рекламка с парой тройкой рулонников общей стоимостью ляма три. Без Моника за 400к и эпсона ну никак ей не жить. Вы в реальности то бываете, теоретик вы наш?

в чём проблема показывать на мониторе цвета так, как их напечатает принтер?

-В субтрактивности. 


Насколько мне известно, в специальной просмотровой кабине рассматривают сам отпечаток.

-Ору в голосину. 

И, кстати, а что насчёт печати изображений для световых коробов?  ;) И тут и там излучение. Правильно

- Ну это к в том анекдоте. "Но есть нюанс"

Откройте человеку форточку!))))

4 (2022-11-28 07:51:34 отредактировано Bagman)

Re: №2 Управление цветом - цветовые профиля

RAD_Enot пишет:

- очевидно, ради понтов. Нет серьёзно. Вот есть рекламка с парой тройкой рулонников общей стоимостью ляма три. Без Моника за 400к и эпсона ну никак ей не жить. Вы в реальности то бываете, теоретик вы наш?

Вот я вам про носки, а вы мне про пароходы...
Одно дело сделать на отшибись и продать задорого, и совсем другое дело производство с соблюдением стандартов, практик вы наш.

RAD_Enot пишет:

-В субтрактивности. 

Выучили новое слово?.. Поздравляю. Если бы ещё было понимание его значения, было бы совсем хорошо.

RAD_Enot пишет:

-Ору в голосину. 

Ога. Фсигда прийатна пасрать ф каментах? wink

RAD_Enot пишет:

- Ну это к в том анекдоте. "Но есть нюанс"
Откройте человеку форточку!))))

Прям вижу при написании этой фразы камин, кресло-качалку, пледик, бокал коньяка и охрененную сигару...
А аргументированно по теме можете хоть что-то написать?

5

Re: №2 Управление цветом - цветовые профиля

А аргументированно по теме можете хоть что-то написать?

Я аргументы привожу, только в ответ на аргументы. Какой смысл в в аргументах, когда нужны санитары? Ну серьёзно. Вот есть принтер. Он печатает так. Оке, в другой конторе он так же печатать не будет. Никак. На другом носителе цвет будет выглядеть по другому. Все. Да цветом можно и нужно управлять. 
Нооооо! Идиотия рассуждении о "правильности" цвета, в конечном итоге приходит к выходу, что клиенту не надо правильно. Клиенту надо "красива" и дёшево. Иногда быстро. Всё. И всё упирается в "как ни будь" вывести нормальную тональность и игрища с плотность чернил. Закончили, закрепили. 
Или. Просто скачали стоковые профили для приличных чернил (те же мимаки) и все. 
Нооо! Цвет зависит не только от профилей. Не надо об этом забывать. Физика, бессердечная ты сука. Влажность, температура, давление. Успокойтесь. Понимать как это работает, конечно полезно, но не критично.