Тема: №2 Управление цветом - цветовые профиля
Несмотря на то, что восприятие цвета субъективно, а сама сущность цвета соткана из трёх непостоянных явлений - свет, носитель и индивидуальные свойства восприятия каждого человека, всё равно мы ждём от печати (любой), что конечный отпечаток будет соответствовать изображению с монитора (макету).
Собственно, в этом, вообще, вся суть печати - ожидаемый оттиск. А ожидаемым он будет лишь в том случае, если соответствует картинке на мониторе. Любые другие критерии в практике - несостоятельны.
Здесь возникает обязательное условие - калиброванный монитор, для корректной оценки отпечатка (сегодня проблема корректной цветопередачи мониторов не столь актуальна - мониторы из коробки уже имеют сносную цветопередачу, а некоторые уже прямо совсем хороши). Однако, при наличии идеально откалиброванного монитора, даже самые лучшие системы печати не способны обеспечить полного соответствия по двум причинам:
1. Отпечаток и изображение на мониторе - это две разные цветовые модели. Отпечаток - это отражённый свет, а монитор - это излучаемый свет. Из-за разной физики формирования самого цвета они по определению не могут совпадать. Цветовой охват излучаемого света гораздо шире отражённого света (отпечатка). И тут, кроме самой физики явления, играет большую роль качество чернил (оно не совершенно). В результате, существует такое понятие как «непечатные цвета». То есть - те цвета которые выходят за цветовой охват цифрового изображения (изображения с монитора). На сколько бы ни была хороша ваша система печати - при прямом сравнении отпечатка и монитора вы неизбежно будете видеть разницу (чтобы сравнение было корректным - проводят цифровую цветопробу: изображение выводят на специальный суперский монитор с присвоенным профилем вывода печатной машины имитируя физическую печать в специальной просмотровой кабине. В общем, это в теории. На практике - такое встречается редко).
2. Что бы ни пели менеджеры по продажам принтеров - системы печати слишком далеки от совершенства. Потому что печать - это не только сам принтер, но и чернила (их химический состав), носитель, программное обеспечение, которое занимается управлением печатью и знания оператора.
Для того, чтобы всё это привести в порядок и наш отпечаток соответствовал бы ожиданиям, требуется управление цветом. По сути, оно сводиться к написанию для машины инструкции как правильно печатать цвета исходя из возможностей чернил и носителя, и что делать с непечатными цветами - как нивелировать разницу. Такая инструкция называется - цветовой профиль вывода (выходной профиль). Или ещё некоторые пижоны говорят - профайл.
Для создания выходного цветового профиля необходимо:
1. Иметь спектрофотометр (денситометр тут бесполезный) - как правило речь идёт за I1pro 2 от компании x-rite.
2. Программного обеспечения - тут выбор велик, но больше всего распространён Iprofiler от x-rite.
3. Знания - их вы получите прочитав всё вот это и дальше.
Суть всей процедуры построения кратко следующая:
1. Сперва проводиться линеаризация (она же характеризация и она же калибровка). Для этого печатается специальная шкала и замеряется. Так мы фиксируем (узнаем) возможности принтера. Подробнее в следующих главах.
2. Потом с учётом корректировок линеаризации выводится мишень с кучей плашек, которые также необходимо замерить. После чего программа сопоставляет замеры с тем, что было отправлено на печать. И создаёт инструкцию корректировок - выходной цветовой профиль.
3. Этот выходной профиль внедряется в систему печати и используется при печати на конкретном носителе.
Недостатком всего этого для новичка является входная стоимость прибора. Даже на втором рынке он стоит приличных денег. Если программное обеспечение ещё можно утащить с богомерзких торрентов, то спектрофотометр не скачать.
А без спектрофотометра цветовой профиль не построить никак совсем. Увы. К сожалению, совсем никак.