Тема: №9 Цветоделение, Сепарация и Конвертация в CMYK.
Сепарация никак не встроена в виде какого-то инструмента или настройки в общий процесс управления цветом когда речь идёт о цифровой печати – но важно понимать суть явления. Это понимание более плотно свяжет все предыдущие темы которые касались вопроса конвертации или преобразования из одного профиля в другой и появится общая целостность.
И это последний вопрос, который нужно кратко затронуть непосредственно перед практической частью. Его освещение прольёт ясность на то – надо ли готовить файлы для печати в СМИК?
Итак, у нас есть цифровое изображение. Условимся, что оно уже правильно подготовлено и идеально соответствует какому-то стандартному процессу. Детали сейчас не имеют значения. Итак, файл попадает в РИП (или CMS операционной системы – неважно, общий движ идентичен). Основная задача РИПа превратить цифры в чернильные капли (или щепотки тонера, в зависимости от вида печати). И именно для данного примера совершенно неважно в какой цветовой моделе был подготовлен файл и с каким цветовым профилем. Для простоты понимания можно округлить эти все понятия до какого-то абстрактного входного суперпрофиля. Неважно. Предполагаем, что РИП также безупречно настроен на приём файлов с этим суперпрофилем и поэтому он без проблем определяет его и корректно интерпретирует цвета в нашем макете. У нас выбран какой-то один из 4-х методов преобразования цветов (который нам нравится). И у нас построен превосходный выходной (печатный) профиль. Предположим, что в принтер заряжена классическая цветовая схема СМИК (но на самом деле – схема может быть и любой). И вот, что делает РИП? Он должен разложить файл на 4 цвета (или, в зависимости от схемы, на соответствующее количество цветов), превратить цифры в чернила или тонер. Это называется – сепарация.
Сепарация – это когда мы разделяем имеющийся в изображении цвет, например, зелёный, на голубой и жёлтый.
Сепарация происходит в два этапа. Сперва макет с нашим условным суперпрофилем конвертируется в эталонную (на сколько это возможно) модель LAB (это чисто математическая модель реализация которой на практике нереальна, она выдаёт числовое выражение абсолютных цветов (которые невозможно воплотить в жизнь для нашего зрения) – самый-самый наикраснейший-красный красный, самый-самый чёрнейшй чёрный-чёрный и т.д.). Для чего это, вообще, нужно? В общем и целом это сопоставление того что мы имеем в макете с недостижимым идеалом, как если бы мы прикладывали бы наш цвет к эталонным образцам на манер эталонного метра в Международном бюро мер и весов в городе Севр близ Парижа. Это позволяет осуществлять так называемое аппаратно-независимое преобразование (конвертирование) из одной системы в другую без привязки к какой-то конкретной печатной машине, монитору или программе. Позволяет растянуть до нужной длинны наш цвет, чтобы он потом смог перекочевать в другую систему (сжавшись). И, что самое важное – это контролируемое преобразование. Именно благодаря этому возможна сама реализация механики одного из четырёх методов преобразования цветов из непечатных в какие-то печатные (Перцепционный, Относительно колориметрический и два отстойных других).
Второй этап это уже отправка в выходной (печатный) профиль и сама печать. То есть – числовые данные цвета становятся физическими. И на принтер отправляется 4 пакета информации на каждый канал цвета – Чёрный, Малиновый, Жёлтый и Голубой (или больше пакетов, если цветовая схема принтера шире).
И вот, что здесь важно для простого смертного печатника и дизайнера в качестве выводов:
РИП в любом случае производит цветоделение. В этом смысл самой этой софтины – сепарация цвета для вывода. Тем же самым занимается и CMS операционной системы (просто там этот процесс неподконтрольный). То есть, если быть до конца внимательным и сосредоточенным, то можно понять, что цветоделение, это ничто иное, как конвертация файла из одной цветовой модели в другую. Но когда речь идёт за конвертацию уже непосредственно на вывод в модель СМИК – то именно тогда это называется цветоделение или сепарация. А так – цветоделение, сепарация и конвертация, это всё одно и тоже.
Цветоделение – это разложение всех цветов макета на 4 основных (если система СМИК). Они же ещё называются в РИПах – базовыми цветами и первичными цветами (а может и ещё как-то, но суть всех названий примерно перекликается). И не важно в какой цветовой модели исходный макет. Всё равно требуется цветоделение для вывода. Как уже сказано выше – за это отвечает РИП. Цветоделение – финальный этап в управлении цветом при печати. Он обязателен и неизбежен.
Что же тогда такое инструменты конвертации в профиля СМИК в графическом ПО (фотошопе там всяком)? По сути – это имитация того процесса, который выполняет РИП. Я с офсетом плохо знаком (так как не было возможности познакомится), но на сколько я понимаю – этот функционал, по конвертации в СМИК, востребован именно там для подготовки печатных форм. Возможно ошибаюсь. Если нет, то такая же шляпа должна присутствовать и во Флексе. Но в цифровой печати печатных форм нет вовсе или они генерируются на лету. Поэтому цветоделение – это ключевой функционал РИПа. И качество РИПа определяется именно качеством и скоростью цветоделения.
Так нужно ли готовить для ЦИФРОВОЙ печати файл в СМИК если он изначально был в sRGB, например? Логика человека разумного однозначно подсказывает – нет. Это напрочь лишено смысла. Ведь что произойдёт непосредственно перед печатью? РИП конвертирует ваш макет с каком-то там СМИК, например FOGRA39 в LAB, а затем в выходной профиль вашего принтера. И какую роль в данном случае сыграла FOGRA39? Никакую. FOGRA 39 – это печтный стандарт каких-то офсетных машин на каких-то конкретных материалах на каких-то конкретных красках. Под требования которого подгоняется офсетный принтер. То есть, если взглянуть с обратной стороны, то по сути FOGRA39 – это профиль какой-то печатной машины. Выходной профиль левой (не вашей) машины. Потому что он описывает необходимые характеристики печати, которым должна соответствовать вот та какая-то машина. Это не профиль цветового пространства, такой как sRGB, например. Да, это очень широкий профиль, но он всё равно более узкий, чем sRGB. Что в результате даст перед печатью конвертирование макета в FOGRA39? Ничего. Потому что в конечном итоге мы делаем следующее: сперва в графическом ПО имитируем цветоделение из sRGB в FOGRA. Потом РИП конвертирует из FOGRA в LAB. Потом из LAB уже в выходной профиль принтера. То есть из СМИК (FOGRA39) в СМИК (выходной профиль) но с лишним дополнительным этапом. Из куцего цветового охвата в куций же. Как следует делать? Конечно же отправлять в печать sRGB (если исходник в sRGB). Если весь процесс выстроен корректно – то это даст наилучшие результаты.
В большинстве РИПов возможно отключить цветоделение (RasterLink - редкий рип, в котором этого сделать нельзя). Таким образом, если ваш макет подготовлен в СМИК, то числовые данные макета напрямую несутся на печатные головы минуя какое либо преобразование в РИПе (в некоторых рипах функционал позволяет задействовать линеаризицию, чтобы градация была помягче). Сразу же возникает предположение, что мы можем отправить макет сконвертированный в фотошопе в FOGRA39 напрямую и он идеально отпечатается! Так, кстати, делают повсеместно. Печать с отключённым цветоделением. Поэтому-то, в типографиях так яростно требуют макеты в СМИК (и даже не уточняют в каком). Спорить нечего – он отпечатается, но в таком случае говорить об управлении цветом излишне. При том, результат зачастую будет весьма неплохим (во всяком случае лучше, чем печатать на профилях от других чернил). Но при таком подходе вы не сможете добиться того цвета, который нужен заказчику, если есть какие-то тонкие требования (соответствие брендбуку там). В большинстве случаев этого, конечно, и не нужно. Но если вы хотите управлять цветом, то возникает ещё другой соблазн - взять выходной цветовой профиль вашего принтера (печатный профиль) и провести конвертацию прямо в него в графическом ПО. Да, можно так сделать. И это будет в рамках того, что мы называем Управлением цветом. Просто мы, зачем-то, не будем использовать функционал РИПа и почему-то повесим часть его работы, для которой он предназначен, на графическую программу (если она умеет это делать). Но, может быть результат будет как-то многократно лучше и качественней? Ведь это же Adobe! Нет. Потому что при всём могуществе графических пакетов таких как Adobe, Corel и что-то, может быть ещё, РИП вне всяких сомнений совершит цветоделение в стописяттысячмиллион раз лучше. Потому что он заточен непосредственно под эту задачу: цветоделение для конкретного принтера (он учтёт какие-то мелкие нюансы, которых просто нет в графическом ПО).
До определённого уровня развития мелкая печатня или там копицентр какой, просто вынуждены работать без управления цветом. Потому что управлять цветом - не дешёвая возможность (хотя бы из-за стоимости оборудования) и нет адекватных практических пособий. Это нормально и все через это проходят, если начинают с абсолютного нуля (как и я – ваш любимый печатник). Но по мере роста фирмы настаёт момент, когда печатня обязана научиться управлять цветом. Иначе дальнейшее развитие невозможно.