1

Тема: №9 Цветоделение, Сепарация и Конвертация в CMYK.

Сепарация никак не встроена в виде какого-то инструмента или настройки в общий процесс управления цветом когда речь идёт о цифровой печати – но важно понимать суть явления. Это понимание более плотно свяжет все предыдущие темы которые касались вопроса конвертации или преобразования из одного профиля в другой и появится общая целостность.
И это последний вопрос, который нужно кратко затронуть непосредственно перед практической частью. Его освещение прольёт ясность на то – надо ли готовить файлы для печати в СМИК?

Итак, у нас есть цифровое изображение. Условимся, что оно уже правильно подготовлено и идеально соответствует какому-то стандартному процессу. Детали сейчас не имеют значения. Итак, файл попадает в РИП (или CMS операционной системы – неважно, общий движ идентичен). Основная задача РИПа превратить цифры в чернильные капли (или щепотки тонера, в зависимости от вида печати). И именно для данного примера совершенно неважно в какой цветовой моделе был подготовлен файл и с каким цветовым профилем. Для простоты понимания можно округлить эти все понятия до какого-то абстрактного входного суперпрофиля. Неважно. Предполагаем, что РИП также безупречно настроен на приём файлов с этим суперпрофилем и поэтому он без проблем определяет его и корректно интерпретирует цвета в нашем макете. У нас выбран какой-то один из 4-х методов преобразования цветов (который нам нравится). И у нас построен превосходный выходной (печатный) профиль. Предположим, что в принтер заряжена классическая цветовая схема СМИК (но на самом деле – схема может быть и любой). И вот, что делает РИП? Он должен разложить файл на 4 цвета (или, в зависимости от схемы, на соответствующее количество цветов), превратить цифры в чернила или тонер. Это называется – сепарация. 
Сепарация – это когда мы разделяем имеющийся в изображении цвет, например, зелёный, на голубой и жёлтый.

Сепарация происходит в два этапа. Сперва макет с нашим условным суперпрофилем конвертируется в эталонную (на сколько это возможно) модель LAB (это чисто математическая модель реализация которой на практике нереальна, она выдаёт числовое выражение абсолютных цветов (которые невозможно воплотить в жизнь для нашего зрения) – самый-самый наикраснейший-красный красный, самый-самый чёрнейшй чёрный-чёрный и т.д.). Для чего это, вообще, нужно? В общем и целом это сопоставление того что мы имеем в макете с недостижимым идеалом, как если бы мы прикладывали бы наш цвет к эталонным образцам на манер эталонного метра в Международном бюро мер и весов в городе Севр близ Парижа. Это позволяет осуществлять так называемое аппаратно-независимое преобразование (конвертирование) из одной системы в другую без привязки к какой-то конкретной печатной машине, монитору или программе. Позволяет растянуть до нужной длинны наш цвет, чтобы он потом смог перекочевать в другую систему (сжавшись). И, что самое важное –  это контролируемое преобразование. Именно благодаря этому возможна сама реализация механики одного из четырёх методов преобразования цветов из непечатных в какие-то печатные (Перцепционный, Относительно колориметрический и два отстойных других).

Второй этап это уже отправка в выходной (печатный) профиль и сама печать. То есть – числовые данные цвета становятся физическими. И на принтер отправляется 4 пакета информации на каждый канал цвета – Чёрный, Малиновый, Жёлтый и Голубой (или больше пакетов, если цветовая схема принтера шире).

И вот, что здесь важно для простого смертного печатника и дизайнера в качестве выводов:

  • РИП в любом случае производит цветоделение. В этом смысл самой этой софтины – сепарация цвета для вывода. Тем же самым занимается и CMS операционной системы (просто там этот процесс неподконтрольный). То есть, если быть до конца внимательным и сосредоточенным, то можно понять, что цветоделение, это ничто иное, как конвертация файла из одной цветовой модели в другую. Но когда речь идёт за конвертацию уже непосредственно на вывод в модель СМИК – то именно тогда это называется цветоделение или сепарация. А так – цветоделение, сепарация и конвертация, это всё одно и тоже.

  • Цветоделение – это разложение всех цветов макета на 4 основных (если система СМИК). Они же ещё называются в РИПах – базовыми цветами и первичными цветами (а может и ещё как-то, но суть всех названий примерно перекликается). И не важно в какой цветовой модели исходный макет. Всё равно требуется цветоделение для вывода. Как уже сказано выше – за это отвечает РИП. Цветоделение – финальный этап в управлении цветом при печати. Он обязателен и неизбежен.

  • Что же тогда такое инструменты конвертации в профиля СМИК в графическом ПО (фотошопе там всяком)? По сути – это имитация того процесса, который выполняет РИП. Я с офсетом плохо знаком (так как не было возможности познакомится), но на сколько я понимаю – этот функционал, по конвертации в СМИК, востребован именно там для подготовки печатных форм. Возможно ошибаюсь. Если нет, то такая же шляпа должна присутствовать и во Флексе. Но в цифровой печати печатных форм нет вовсе или они генерируются на лету. Поэтому цветоделение – это ключевой функционал РИПа. И качество РИПа определяется именно качеством и скоростью цветоделения.

  • Так нужно ли готовить для ЦИФРОВОЙ печати файл в СМИК если он изначально был в sRGB, например? Логика человека разумного однозначно подсказывает – нет. Это напрочь лишено смысла. Ведь что произойдёт непосредственно перед печатью? РИП конвертирует ваш макет с каком-то там СМИК, например FOGRA39 в LAB, а затем в выходной профиль вашего принтера. И какую роль в данном случае сыграла FOGRA39? Никакую. FOGRA 39 – это печтный стандарт каких-то офсетных машин на каких-то конкретных материалах на каких-то конкретных красках. Под требования которого подгоняется офсетный принтер. То есть, если взглянуть с обратной стороны, то по сути FOGRA39 – это профиль какой-то печатной машины. Выходной профиль левой (не вашей) машины. Потому что он описывает необходимые характеристики печати, которым должна соответствовать вот та какая-то машина. Это не профиль цветового пространства, такой как sRGB, например. Да, это очень широкий профиль, но он всё равно более узкий, чем sRGB. Что в результате даст перед печатью конвертирование макета в FOGRA39? Ничего. Потому что в конечном итоге мы делаем следующее: сперва в графическом ПО имитируем цветоделение из sRGB в FOGRA. Потом РИП конвертирует из FOGRA в LAB. Потом из LAB уже в выходной профиль принтера. То есть из СМИК (FOGRA39)  в СМИК (выходной профиль) но с лишним дополнительным этапом. Из куцего цветового охвата в куций же. Как следует делать? Конечно же отправлять в печать sRGB (если исходник в sRGB). Если весь процесс выстроен корректно – то это даст наилучшие результаты.

  • В большинстве РИПов возможно отключить цветоделение (RasterLink - редкий рип, в котором этого сделать нельзя). Таким образом, если ваш макет подготовлен в СМИК, то числовые данные макета напрямую несутся на печатные головы минуя какое либо преобразование в РИПе (в некоторых рипах функционал позволяет задействовать линеаризицию, чтобы градация была помягче). Сразу же возникает предположение, что мы можем отправить макет сконвертированный в фотошопе в FOGRA39 напрямую и он идеально отпечатается! Так, кстати, делают повсеместно. Печать с отключённым цветоделением. Поэтому-то, в типографиях так яростно требуют макеты в СМИК (и даже не уточняют в каком). Спорить нечего – он отпечатается, но в таком случае говорить об управлении цветом излишне. При том, результат зачастую будет весьма неплохим (во всяком случае лучше, чем печатать на профилях от других чернил). Но при таком подходе вы не сможете добиться того цвета, который нужен заказчику, если есть какие-то тонкие требования (соответствие брендбуку там). В большинстве случаев этого, конечно, и не нужно. Но если вы хотите управлять цветом, то возникает ещё другой соблазн - взять выходной цветовой профиль вашего принтера (печатный профиль) и провести конвертацию прямо в него в графическом ПО. Да, можно так сделать. И это будет в рамках того, что мы называем Управлением цветом. Просто мы, зачем-то, не будем использовать функционал РИПа и почему-то повесим часть его работы, для которой он предназначен, на графическую программу (если она умеет это делать). Но, может быть результат будет как-то многократно лучше и качественней? Ведь это же Adobe! Нет. Потому что при всём могуществе графических пакетов таких как Adobe, Corel и что-то, может быть ещё, РИП вне всяких сомнений совершит цветоделение в стописяттысячмиллион раз лучше. Потому что он заточен непосредственно под эту задачу: цветоделение для конкретного принтера (он учтёт какие-то мелкие нюансы, которых просто нет в графическом ПО). 

До определённого уровня развития мелкая печатня или там копицентр какой, просто вынуждены работать без управления цветом. Потому что управлять цветом - не дешёвая возможность (хотя бы из-за стоимости оборудования) и нет адекватных практических пособий. Это нормально и все через это проходят, если начинают с абсолютного нуля (как и я – ваш любимый печатник). Но по мере роста фирмы настаёт момент, когда печатня обязана научиться управлять цветом. Иначе дальнейшее развитие невозможно. 

2 (2022-11-29 10:18:03 отредактировано Bagman)

Re: №9 Цветоделение, Сепарация и Конвертация в CMYK.

pexpel пишет:
  • Так нужно ли готовить для ЦИФРОВОЙ печати файл в СМИК если он изначально был в sRGB, например? Логика человека разумного однозначно подсказывает – нет. Это напрочь лишено смысла. Ведь что произойдёт непосредственно перед печатью? РИП конвертирует ваш макет с каком-то там СМИК, например FOGRA39 в LAB, а затем в выходной профиль вашего принтера. И какую роль в данном случае сыграла FOGRA39? Никакую. FOGRA 39 – это печтный стандарт каких-то офсетных машин на каких-то конкретных материалах на каких-то конкретных красках. Под требования которого подгоняется офсетный принтер. То есть, если взглянуть с обратной стороны, то по сути FOGRA39 – это профиль какой-то печатной машины. Выходной профиль левой (не вашей) машины. Потому что он описывает необходимые характеристики печати, которым должна соответствовать вот та какая-то машина. Это не профиль цветового пространства, такой как sRGB, например. Да, это очень широкий профиль, но он всё равно более узкий, чем sRGB. Что в результате даст перед печатью конвертирование макета в FOGRA39? Ничего. Потому что в конечном итоге мы делаем следующее: сперва в графическом ПО имитируем цветоделение из sRGB в FOGRA. Потом РИП конвертирует из FOGRA в LAB. Потом из LAB уже в выходной профиль принтера. То есть из СМИК (FOGRA39)  в СМИК (выходной профиль) но с лишним дополнительным этапом. Из куцего цветового охвата в куций же. Как следует делать? Конечно же отправлять в печать sRGB (если исходник в sRGB). Если весь процесс выстроен корректно – то это даст наилучшие результаты.

FOGRA39 на сегодня де факто является стандартом печати в Европе. И если печатное устройство может повторить цветовой охват FOGRA39, то не важно на каком устройстве мы выводим изображение (струйный принтер, лазерный принтер, офсет и т.д.), на всех отпечатках цвета будут выглядеть одинаково. Соответственно, если в графическом ПО файл в CMYK и с профилем FOGRA39, то и на мониторе он будет выглядеть максимально похожим на отпечаток (про цену монитора и его калибровку сейчас не говорим). В этом и есть сакральный смысл подготовки макета в CMYK с профилем FOGRA39. Это делается для того, чтобы цвета на отпечатке были "ожидаемыми", т.е. максимально похожими на цвета на мониторе. В этом, собственно, и заключается основное предназначение CMS - получать на отпечатке "ожидаемые" цвета. Ни один принтер не может воспроизвести даже минимальный из охватов RGB - sRGB, не говоря уже про AdobeRGB1998 и, тем более, про eciRGB. Кроме того, охваты RGB не просто больше охвата CMYK. Они не подобны. Поэтому, при преобразовании, разные цвета будут "ужиматься" с разными коэффициентами. Это приведет к тому, что изображение на мониторе и отпечаток будут абсолютно не соответствовать друг другу. И предугадать, как цвет на мониторе будет выглядеть после печати, будет совершенно невозможно.

3

Re: №9 Цветоделение, Сепарация и Конвертация в CMYK.

Хе-хе, ЧеловекОшибка продолжает набирать очки.
Придет время и мы разберем все его высказанные основные тезисы в качестве иллюстрации царящего повсеместного невежества в теме управления цветом.

Не могу удержаться и прямо сейчас ни опровепгнуть ложные утверждения.
Итак, первое - то что так делают все, это не аргумент (к вопросу о "де факто"). Это порочная практика. Как надо делать?
Если есть необходимость прочекать оттиск перед печатью, то все графические пакеты, которые позиционируют себя как ПРО имеют в арсенале такой инструмент, как цветопроба. В среде профессионалов это называется цифровой цветопробой. И при подготовки макета вы активируете цветопробу с нужным вфходным профилем. Хотите - фогру39. Но это глупо. Наиболее разумно запросить выходной профиль у типографии и затестировать именно на нем. Тогда вы будете видеть примерно то что получится.
Почему глупо фогру39? Потому что это не выходной профиль цифрового приниака. Это офсетный стандарт, который к цифре не имеет никакого отношения.
Широкий ли у фогры цветовой охват? Да, неплохой. Шире ли охват у цифровой машины? Безусловно.
Так зачем довольствоваться убогой фогрой?
Итак, если типография жмется выдать выходной цветовой профиль, то тогда на безрыбье и рак раба - можно затестировать и на фогре.
Но в любом случае - готовить макет в СМИК для цифры максимально глупо и свидетельствует лишь о тотальной безграмотности.
Работать в исходном профиле с цифровой цветопробой - вот подход профессионалаб. В качестве аргумента - все фотографии изначально создаются не в смике камерами. Так зачем им портить картинку?

4

Re: №9 Цветоделение, Сепарация и Конвертация в CMYK.

М-да... Горбатого только могила исправит...
"Во-первых, ожидаемый оттиск. То что мы видим на монике - отпечатывается (на сколько это возможно). То есть, можно проводить побыстренькому цифровую цветопробу.
Во вторых, цвет находится под контролем. Теперь им можно осознанно управлять в макетах. И добиваться нужных.
Третье - теперь не только сам ксер на разных носителях печатает одинаково, но и все принтера в печатне печатают относительно одинаково. Сольвент, уф и цифра. На совершенно разных материалах. Дело осталось за шириком. Но на нем головы дырявые, поэтому пока на нем печатаем как все). Нет особого смысла строить."
Это цитата из опуса pexpel про профилирование дилетанта. Видимо, переобуваться в прыжке, это нормальная дилетантская практика. Ну, чтож, девиз "Нам качество похер! Нам метры давай!" в определенных кругах тоже имеет право на существование...

5

Re: №9 Цветоделение, Сепарация и Конвертация в CMYK.

Bagman, прошу прощение за своё невежество, но я не знаком со всеми вашими дивизами. Тем более меня смущает, что вы придерживаетесь такого срамного девиза. Что особенно странно, для вас, как для сотрудника Смарт-Т. 

В очередной раз оставлю вашу грубость без внимания про могилу.

Теперь по существу - вы можете хотя бы намекнуть, где в приведённой цитате прыжок с переодеванием? Потому что на сейчас, ваш коммент выглядит совершенно обособленным и никаким образом не связанным со всем тем, что вы писали. Где противоречие в том, что я пишу здесь и там?

P.S. Кстати - обратите внимание, дорогой друг, мне совершенно не в зашквар сказать, что я дилетант в печати. И в управлении цветом. И именно поэтому я занимаюсь публикациями, чтобы возбудить интерес к теме у таких же дилетантов как я (и, очевидно, как и вы - не стесняйтесь, тут все свои)))) и действительно профессионалов, которым есть чем поделиться и чему научить. 
Во всём русскоязычном инете есть один единственный мануал как строить профиль. И этот мануал составил я (от куда вы дёрнули цитату). И обратите внимание, голубь мой, что это было сделано на совершенно безвозмездных началах для собсвтенного удовольствия и для создания инфоповода. И в комментах многие люди были благодарны. Я бы в своё время очень хотел бы найти такой мануальчик. На сколько я знаю - вы не имеете такого широкого литературного наследия (за исключением тезисных заметок о могилах и горбатых).

Скорее всего в январе я выклам мануал как строить профиля под RastrLink6 (чернила полностью обновятся когда - будем все профиля заново писать). И вам тоже в помощь (потому что инженера такое говнище строят, страх просто). Ваши же молодые специалисты смогут пользоваться при инсталляции машин у клиентов. И вас не станут дёргать по этим вопросам.

6

Re: №9 Цветоделение, Сепарация и Конвертация в CMYK.

Ну чтож, зайчик. Опус, пестрящий оборотами типа "вот здесь я настроил так, хрен знает почему", "вот тут ставите галочку патамушта", "вот тут я не трогал, т.к. я ваще не знаю что это такое" нельзя назвать мануалом. Это проявление уже не юношеского максимализма, а мании величия. И это называется не дилетант. Это называется матёрый ламерюга.

"...мне совершенно не в зашквар сказать, что я дилетант в печати. И в управлении цветом. И именно поэтому я занимаюсь публикациями..."
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник...

7

Re: №9 Цветоделение, Сепарация и Конвертация в CMYK.

Я так понимаю, что диалога в этом и следующем году так и не будет, любой мой неудобный вопрос остается без внимания. Все на что можно рассчитывать - второсортные попытки съерничать и прибаутки в качестве основных аргументов и ни одного слова по делу? Вступать в переписку смысла нет и не было?

8

Re: №9 Цветоделение, Сепарация и Конвертация в CMYK.

Неа. Никакого.