Тема: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.
Мы подошли к вопросу управления цветом в цифровой печати. А именно – к вопросу построения выходного (печатного) профиля. Но для построения профиля сперва необходимо настроить тональный диапазон самого принтера – определить его возможности.
Существует две ситуации, если вы помните тему №4 – печать через РИП и через драйвер. И разница заключается в том, что если вы печатаете через драйвер, то вы не в состоянии настроить технически сам принтер. Производитель принтера настроил его на заводе, чтобы пользователю было максимально удобно. Он подобрал наилучшие материалы для печати и разработал наилучшие чернила. Всё протестировал на совместимость и настроил принтер под эти чернила и бумагу наилучшим образом. Пользователю остаётся только нажать “Print”. Великолепная система. Попутно, производитель ещё защитил самого себя, ограничив выбор чернил и бумаг, вынуждая пользоваться только оригинальными расходными материалами. Что не так плохо, как многие думают. Но, положим, вам необходимо напечатать на чём-то нестандартном, что для печати, на самом деле не пригодно. И проблема заключается в том, что этот нестандартный материал может очень плохо держать чернила или, наоборот, слишком сильно впитывать их. И это проблема номер раз – вы не имеете возможность отрегулировать так называемый Инклимит (Inklimit – предел чернил). Первая проблема рождает вторую – вы не можете отрегулировать равномерность шага плавного перехода от тёмного к светлому. Потому что равномерность шага зависит не только от подаваемой дозы чернил, но и от физико-механических свойств материала. Обе эти глобальные проблемы порождают следующие сложности:
1. Неверный Инклимит. это может быть как перелив чернил, так и недостаточное количество чернил. В первом случае чернила будут просто не успевать высохнуть, могут даже стекать с материала. Во втором случае – цвет будет слишком бледным. Недостаточно насыщенным. Вы не сможете получить чёрный или красный цвет. Вместо них будут серый и розовый.
2. Усечённый тональный диапазон. Из-за неверной подачи чернил у вас могут отсутствовать детали в тенях и светах. В тенях они будут отсутствовать из-за перелива – всё просто будет черным-черно. В светах из-за слишком сильной впитывыаемости.
3. Неравномерный тональный диапазон. Точнее – его шаг. Чаще всего вы слышите слово «градиент» для характеристики этого понятия. Плавность градиента. И она во многом зависит от того, как взаимодействуют чернила с носителем. Недостаточно просто равномерно увеличивать дозу чернил, чтобы создать плавный переход от тёмного к светлому. Нужно учитывать физико-механические свойства носителя.
Если у вас профессиональный принтер, то вы можете решить все эти проблемы с помощью РИПа. Так называемый «Открытый драйвер» – то есть драйвер, который вы можете настроить. Ключевой инструмент для решения всех вышеперечисленных проблем – Линеаризация. И это основной инструмент.
Итак, для простоты понимания, представим себе, что принтер имеет не четыре цвета, как обычно, а только один. И принтер представляет собой простой шприц с равной шкалой от нуля до ста с шагом в 10 единиц. В общем и целом – по сути так и есть, принтер это такой вот дозатор чернил, которые выдавливаются частями фиксированного размера.
Сам по себе принтер ничего не знает о чернилах и о носителе на котором ему предстоит печатать. Всё что имеет принтер – механизм точно дозировать 10 единиц чернил. И единственное, что доступно пользователю для настройки в принтере – повлиять на дозу.
И вот мы печатаем шкалу от 0 до 100% – это 10 точек с равномерным шагом увеличения чернил каждый раз на 10 единиц. Готово.
Даже если у вас нет спектрофотометра, то вы и на глаз сможете рассмотреть неравномерность шага. Потому что оттиск может быть насыщен цветом уже на отметке в 60%, тогда как принтер может увеличить дозу ещё до 100%. Но это не даст прирост насыщенности в цвете. Чёрный больше не почернеет. Кроме того, вполне себе может так статься, что физический предел чернил наступит раньше цветового насыщения, например, на отметке в 50%. И они просто начнут стекать с носителя.
Поэтому необходимо определить корректную дозу для каждого шага. Чтобы переход от Нуля к Ста был равномерным.
Во первых, мы должны определить физический Инклимит. И в разных ситуациях на это влияют разные факторы. В случае с традиционными чернилами играет значение физический предел (чтоб не потекли до высыхания) и насыщенность цветом. В случае с сухим тонером или уф-отверждаемыми чернилам, например, роль играет только изменение насыщенности. Если оно продолжается с повышением дозы, то нужно его использовать до предела. Если насыщенность не меняется, но начинает меняться тон (цвет) – то следует остановиться.
Разумеется, не настроить линеаризацию вручную на глаз – для этого производятся замеры спектрофотометром. И для этого необходимо специальное программное обеспечение. Некоторые РИПы имеют в своём составе весь необходимый арсенал (например, ONYX, Photoprint, Caldera, ColorGate, Wasatch, это разумеется, что в каких-то топовых версиях). Некоторые РИПы нуждаются в отдельных профилировщиках (например, Mimaki RasterLink, Roland WersaWork, Fiery). Также существует ряд универсальных, вообще, самостоятельных профилировщиков (например, ColorLogic с их набором из нескольких программ, на слуху из которых CoPra и ColorAnt или Iprofiler от xRite). Но какую бы софитну вы не тискали – смысл на этапе линеаризации один: настроить предел чернил и сделать равномерный шаг тонопередачи. По результату измерений спектрофотометром, программа создаёт файл линеаризации. По сути, также как и с выходным профилем, файл линеаризации – это инструкция для принтера как дозировать подачу чернил, чтобы на конкретном каком-то носителе был бы равномерный шаг и вы видели бы плавный переход от цвета носителя до максимально насыщенного цвета чернил – в нашем случае, чёрного.
Обратите внимание, что файл линеаризации (и сама линеаризация) не настраивают принтер. Он как был так и остался тупым шприцем. Мы создали инструкцию, которая передаёт принтеру сигналы о правильных дозах. В последующем, при создании профайла, ПО будет использовать файл линеаризации для корректного построения профиля.
Это и есть линеаризация – создание файла корректировки, в котором фиксируется предел чернил и определяются дозы для каждой выводимой плашки, чтобы получить максимально возможный плавный тональный диапазон (без перелива).
Теперь обратим наш шприц обратно в четырёхцветный принтер и глянем на стандартную шкалу линеаризации – ровно тоже самое. Каждый цвет выводит ряд плашек с равномерным шагом.
2. Линеаризация НЕ настраивает принтер. Она создаёт файл корректировки для последующего построения выходного профиля.
А в будущем можно понять, что с помощью линеаризации можно откорректировать выходной профиль, если по каким-то причинам цвета изменились. Поэтому-то Линеаризацией иногда называется Калибровка. По сути, это один и тот же процесс. Печать плашек с равномерным шагом и последующие замеры с корректировкой. Только Линеаризация выполняется первоначально перед построением профиля, а Калибровка – это возврат профиля в исходное качество, если по каким-то причинам он стал плохо работать. Например, когда изменились климатические условия. Что в лазерной печати очень сильно влияет на цвет.
Иногда Линеаризацию называют Характеризацией, что тоже самое. На мой взгляд термин Характеризация отражает суть вещей доступнее, хоть и пишется длиньше. Это, как бы, составление характеристик для конкретной пары основных элементов - чернил и носителя. Типа как описание. Но в терминологии утвердилось значение Линеаризация. Его и будем использовать.
Кратенький итог: Линеаризация – это определение возможностей принтера.