1

Тема: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

Мы подошли к вопросу управления цветом в цифровой печати. А именно – к вопросу построения выходного (печатного) профиля. Но для построения профиля сперва необходимо настроить тональный диапазон самого принтера – определить его возможности.


Существует две ситуации, если вы помните тему №4 – печать через РИП и через драйвер. И разница заключается в том, что если вы печатаете через драйвер, то вы не в состоянии настроить технически сам принтер. Производитель принтера настроил его на заводе, чтобы пользователю было максимально удобно. Он подобрал наилучшие материалы для печати и разработал наилучшие чернила. Всё протестировал на совместимость и настроил принтер под эти чернила и бумагу наилучшим образом. Пользователю остаётся только нажать “Print”. Великолепная система. Попутно, производитель ещё защитил самого себя, ограничив выбор чернил и бумаг, вынуждая пользоваться только оригинальными расходными материалами. Что не так плохо, как многие думают. Но, положим, вам необходимо напечатать на чём-то нестандартном, что для печати, на самом деле не пригодно. И проблема заключается в том, что этот нестандартный материал может очень плохо держать чернила или, наоборот, слишком сильно впитывать их. И это проблема номер раз – вы не имеете возможность отрегулировать так называемый Инклимит (Inklimit – предел чернил). Первая проблема рождает вторую – вы не можете отрегулировать равномерность шага плавного перехода от тёмного к светлому. Потому что равномерность шага зависит не только от подаваемой дозы чернил, но и от физико-механических свойств материала. Обе эти глобальные проблемы порождают следующие сложности:


1.    Неверный Инклимит. это может быть как перелив чернил, так и недостаточное количество чернил. В первом случае чернила будут просто не успевать высохнуть, могут даже стекать с материала. Во втором случае – цвет будет слишком бледным. Недостаточно насыщенным. Вы не сможете получить чёрный или красный цвет. Вместо них будут серый и розовый. 
639x191


2.    Усечённый тональный диапазон. Из-за неверной подачи чернил у вас могут  отсутствовать детали в тенях и светах. В тенях они будут отсутствовать из-за перелива – всё просто будет черным-черно. В светах из-за слишком сильной впитывыаемости.
639x191


3.    Неравномерный тональный диапазон. Точнее – его шаг. Чаще всего вы слышите слово «градиент» для характеристики этого понятия. Плавность градиента. И она во многом зависит от того, как взаимодействуют чернила с носителем. Недостаточно просто равномерно увеличивать дозу чернил, чтобы создать плавный переход от тёмного к светлому. Нужно учитывать физико-механические свойства носителя. 
639x191


Если у вас профессиональный принтер, то вы можете решить все эти проблемы с помощью РИПа. Так называемый «Открытый драйвер» – то есть драйвер, который вы можете настроить. Ключевой инструмент для решения всех вышеперечисленных проблем – Линеаризация. И это основной инструмент. 
Итак, для простоты понимания, представим себе, что принтер имеет не четыре цвета, как обычно, а только один. И принтер представляет собой простой шприц с равной шкалой от нуля до ста с шагом в 10 единиц. В общем и целом – по сути так и есть, принтер это такой вот дозатор чернил, которые выдавливаются частями фиксированного размера. 
639x191

Сам по себе принтер ничего не знает о чернилах и о носителе на котором ему предстоит печатать. Всё что имеет принтер – механизм точно дозировать 10 единиц чернил. И единственное, что доступно пользователю для настройки в принтере – повлиять на дозу. 


640x103

И вот мы печатаем шкалу от 0 до 100% – это 10 точек с равномерным шагом увеличения чернил каждый раз на 10 единиц. Готово.


640x103

Даже если у вас нет спектрофотометра, то вы и на глаз сможете рассмотреть неравномерность шага. Потому что оттиск может быть насыщен цветом уже на отметке в 60%, тогда как принтер может увеличить дозу ещё до 100%. Но это не даст прирост насыщенности в цвете. Чёрный больше не почернеет. Кроме того, вполне себе может так статься, что физический предел чернил наступит раньше цветового насыщения, например, на отметке в 50%. И они просто начнут стекать с носителя. 


640x103

Поэтому необходимо определить корректную дозу для каждого шага. Чтобы переход от Нуля к Ста был равномерным.
Во первых, мы должны определить физический Инклимит. И в разных ситуациях на это влияют разные факторы. В случае с традиционными чернилами играет значение физический предел (чтоб не потекли до высыхания) и насыщенность цветом. В случае с сухим тонером или уф-отверждаемыми чернилам, например, роль играет только изменение насыщенности. Если оно продолжается с повышением дозы, то нужно его использовать до предела. Если насыщенность не меняется, но начинает меняться тон (цвет) – то следует остановиться.

Разумеется, не настроить линеаризацию вручную на глаз – для этого производятся замеры спектрофотометром. И для этого необходимо специальное программное обеспечение. Некоторые РИПы имеют в своём составе весь необходимый арсенал (например, ONYX, Photoprint, Caldera, ColorGate, Wasatch, это разумеется, что в каких-то топовых версиях). Некоторые РИПы нуждаются в отдельных профилировщиках (например, Mimaki RasterLink, Roland WersaWork, Fiery). Также существует ряд универсальных, вообще, самостоятельных профилировщиков (например, ColorLogic с их набором из нескольких программ, на слуху из которых CoPra и ColorAnt или Iprofiler от xRite). Но какую бы софитну вы не тискали – смысл на этапе линеаризации один: настроить предел чернил и сделать равномерный шаг тонопередачи. По результату измерений спектрофотометром, программа создаёт файл линеаризации. По сути, также как и с выходным профилем, файл линеаризации – это инструкция для принтера как дозировать подачу чернил, чтобы на конкретном каком-то носителе был бы равномерный шаг и вы видели бы плавный переход от цвета носителя до максимально насыщенного цвета чернил – в нашем случае, чёрного.

Обратите внимание, что файл линеаризации (и сама линеаризация) не настраивают принтер. Он как был так и остался тупым шприцем. Мы создали инструкцию, которая передаёт принтеру сигналы о правильных дозах. В последующем, при создании профайла, ПО будет использовать файл линеаризации для корректного построения профиля.

Это и есть линеаризация – создание файла корректировки, в котором фиксируется предел чернил и определяются дозы для каждой выводимой плашки, чтобы получить максимально возможный плавный тональный диапазон (без перелива).
Теперь обратим наш шприц обратно в четырёхцветный принтер и глянем на стандартную шкалу линеаризации – ровно тоже самое. Каждый цвет выводит ряд плашек с равномерным шагом.
640x354

Из этой темы необходимо сделать несколько предельно значимых вывода:
1.    Линеаризация уникальна для каждого сочетания чернила-носитель. Кроме того, забегая немного вперёд, обращаю особое внимание, что такие параметры как разрешение печати, тип растра, количество проходов также влияют на корректность линеаризации. Поэтому для построения каждого профиля требуется отдельная линеаризация.
2.    Линеаризация НЕ настраивает принтер. Она создаёт файл корректировки для последующего построения выходного профиля.

А в будущем можно понять, что с помощью линеаризации можно откорректировать выходной профиль, если по каким-то причинам цвета изменились. Поэтому-то Линеаризацией иногда называется Калибровка. По сути, это один и тот же процесс. Печать плашек с равномерным шагом и последующие замеры с корректировкой. Только Линеаризация выполняется первоначально перед построением профиля, а Калибровка – это возврат профиля в исходное качество, если по каким-то причинам он стал плохо работать. Например, когда изменились климатические условия. Что в лазерной печати очень сильно влияет на цвет.

Иногда Линеаризацию называют Характеризацией, что тоже самое. На мой взгляд термин Характеризация отражает суть вещей доступнее, хоть и пишется длиньше. Это, как бы, составление характеристик для конкретной пары основных элементов - чернил и носителя. Типа как описание. Но в терминологии утвердилось значение Линеаризация. Его и будем использовать.

Кратенький итог: Линеаризация – это определение возможностей принтера.

2

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

Откуда скопипасчен сей опус? roll

3

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

1. При печати через "драйвер" принтеры также прекрасно профилируются.2. Линеаризацию также называют калибровкой, а характеризация это непосредственно сам профиль, а не линеаризация (Полиграфия. Параграф 16.  wink).

4

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

Bagman пишет:

1. При печати через "драйвер" принтеры также прекрасно профилируются.2. Линеаризацию также называют калибровкой, а характеризация это непосредственно сам профиль, а не линеаризация (Полиграфия. Параграф 16.  wink).

Конечно профилируются. Кто б спорил. Вы не можете линеаризовать их (если можно так сказать).

5

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

Да и линеаризовать можно.

6

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

Bagman пишет:

Да и линеаризовать можно.

Так поделитесь тайным знанием как? Не будьте голословны.

7

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

Либо такая возможность предусмотрена в драйвере, либо при помощи специализированного софта (например, ColorLogic ColorAnt).

8

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

Я не знаком ни с одним таким принтером, у которого в драйвере была бы такая возможность. Но, опять же, я знаю не про все принтера которые есть на свете. А если быть точным - то я шарю в 6 разных. Из которых, только один печатает через драйвер.

Любопытно было бы знать механику внедрения в драйвер новой настройки по линеаризиции. И как она, интересно, внедряется - создаётся новый тип материала или корректируется существующий. И интересно было бы знать, зачем это предусмотрено в Колоранте. Сложно себе представть, что пользователь фоторинтера будет осваивать Колорант и Копру (не самые нативнопонятные софтины, которые требуют достаточный багаж знаний). 


Столько всего непонятного в этом смелом утверждении про то, что можно запилить Линеаризацию для RGB принтака который печатает через дрова. Оставлю это на вашей совести - потому что не могу опровергнуть. Собственно, готов даже смириться с существованием такой уникальной возможности у какого-то там редчайшего принтера.

9

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

Что такое тип материала? По сути это выбор профиля (точнее конфигурации печати) в РИПе. Что такое качество? Выбор разрешения печати (по сути опять же выбор конфигурации печати). Не существует "RGB принтаков", т.к. любой принтер в итоге печатает в CMYK (не рассматриваем доп. цвета). Если драйвер "скуден" и не даёт в своём интерфейсе делать то, что хочется, то это совсем не означает, что принтером нельзя управлять. Пример - принтеры Epson. На них можно печатать и через "виндошный драйвер" и через РИП.

10

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

Это уже новая тема пошла или есть какой-то незаметный шов перехода от одного к другому? По крайней мере - я никак не улавливаю взаимосвазь.

RGB принтаков, конечно не существует, в том плане, что в них не три канала с красными, зелёными и голубыми чернилами. Безусловно. Но такое понятие, существует и оно устоявшееся. 


А знаете в чём разница между принтаками которые называют RGB принтак и принтаками, которые называют СМИК принтак? Скорее всего не знаете, если объясняете мне, что все принтаки СМИК. Но я вам поясню - мне не сложно (и, кстати, совершенно бесплатно). Так вот разница заключается в том, что в СМИК принтаке, который печатает по средствам РИПа вы вольны строить выходные профиля. СМИК профиля. И управлять процессом от момента создания макета (или его получения) до момента передачи макета в принтер и даже непосредственно момента печати. Благодаря РИПу.
В RGB принтаках, драйвер выполняет только лишь функцию передачи информации в Windows CMS - систему управления цветом, между прочим. Штука в том, что передача информации производится только в системе RGB. И что там происходит внутри CMS - пользователю не известно. Механизм спрятан создателями. Внутрь не залезть. Настроек не существует. Каким же образом тогда создать выходной профиль?
Ответ - никаким. Вы можете пойти только на одну единственную уловку создать промежуточный профиль, который внедрится перед CMS. И этот профиль, как ни странно, будет как раз RGB.
То есть - вы заменили в принтере чернила и бумагу на нонейм. И запустили печать шкал для профилирования. Сразу же - потому что линеаризация вам не доступна. Принтер использует профиль от оригинальных чернил на оригинальной бумаге. То что вы выбрали. Одну из. И вот, вы замеряете то что получилось. Разумеется, что всё мимо. И создаётся профиль корректировки в значениях RGB - который корректирует файл на этапе передачи его в CMS посредствам дров. И этот подход напоминает офсетную печать в том плане, что мы подгоняем машину под печать по стандарту FOGRA (в нашем случае, какого-то заводского профиля).

11 (2022-07-28 17:53:41 отредактировано Bagman)

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

Блин, как же тяжело общаться с ламерами...
Какой, нахер, драйвер что передаёт в windows CMS? А печатает (передаёт данные на принтер) кто - Вася Пупкин или windows CMS? А раз уж у тебя есть принтер Мимаки, то вопрос на засыпку: ты когда софт для принтера устанавливаешь, ты драйвера для Мимаки устанавливаешь? И что они передают в windows CMS? Налицо абсолютное непонимание темы вопроса.
Открою тебе небольшой секрет. В RGB принтаках CMS находится прямо в принтере. Это прям аппаратный чип, который производит преобразование из RGB в CMYK. Причём, это прямое преобразование (минуя промежуточное цветовое пространство), поэтому, правильнее будет не CMS, a device link. И всё это по вине дяди Билли. Это он в своё время не подумал, что появятся такие устройства, как принтеры, с цветовым пространством CMYK, поэтому предусмотрел в винде только вывод на устройство в RGB... Всё это справедливо только для "настольных" принтеров.
Открою тебе ещё один секрет. Есть такая компания InEdit, которая выпускает очень известный и популярный у текстильщиков РИП Neostampa. Так вот в Неостампе по умолчанию CMS работает в RGB. Т.е. принтер широкоформатный... принтер CMYK... а CMS в RGB... И при этом всё прекрасно профилируется и настраивается.
Так что, если ты чего-то не знаешь, то это совсем не значит, что этого не существует. В своё время люди тоже думали, что земля плоская... и солнце вращается вокруг земли...

12 (2023-01-13 13:33:24 отредактировано evr1978)

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

А вот тут позволю себе с автором не согласиться.
Есть понятие "Линиатура" - это когда растровые точки каждого цвета при печати (даже цифровой) выстраиваются в определенные линии. И вся данная статья именно про калибровку, а линиатура - характеризуется непосредственно формой растровой точки каждого цвета и направлением линий повторяемости этих точек.
Линиатуру видно при 100х кратном увеличении и хорошо видно при 440х кратном увеличении. Точная настройка линиатур каждого цвета раньше была доступна в драйвере печатающих устройств, а сейчас в НЕКОТОРЫХ рипах.
А необходима точная настройка линиатур именно для формирования ровных градиентов при смешении цветов.
Принцип кратко. Предположим, что линиатура всех цветов одинакова и равна 45 градусам. Строим градиент от синего к красному. С каждым понижением количества тонера, в конкретной точке формируется переход от одного цвета к другому, и если наклоны линий совпадают, то совпадёт и интенсивность покрытия тонером в этих точках - на выходе это даёт нам градиент ступеньками через почти белый минуя фиолетовый.
А когда линии у синего, например, 45 градусов а у красного, например, 60. То точки с равным количеством тонера будут расположены не рядом и системно, а в хаотическом порядке и с перекрытием друг друга, что даст градиент через фиолетовый, а не через светло-розовый и светло-синий.
Линеризация - операция настройки направления линий растровых точек для формирования оттенков при смешивании основных цветов. Для того, чтобы после печати мы видели зеленый , а не кучу точек жёлтого и рядом кучу точек синего тонера.508x310
На последней картинке отчётливо видно, что линии красного и линии синего направлены под разными углами. Это и есть правильная настройка линиатуры или линеаризация. А интенсивность цвета определена размером точки при равном отдалении от соседней, а разрешение - количеством точек на определенную площадь.

Опыт не пропить. Как ни старайся...

13

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

evr1978, это, полагаю, актуально для регулярного растра - то есть, офсета. И, возможно, для цифры, при выборе схожего метода растрирования. В струйной печати, мне кажется, применяется такой растр, что углы не имеют никакого значения, потмоу как, каплеструй ложится по алгоритмам рандома. Растровая структура представляет собой что-то вроде муара.

Как мне кажется, если когда-то это и было одно и тоже, то на сегодня - это две разных настрйки. Линеатура и линеаризация.

14

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

evr1978 пишет:
pexpel пишет:

evr1978, это, полагаю, актуально для регулярного растра - то есть, офсета. И, возможно, для цифры, при выборе схожего метода растрирования. В струйной печати, мне кажется, применяется такой растр, что углы не имеют никакого значения, потмоу как, каплеструй ложится по алгоритмам рандома. Растровая структура представляет собой что-то вроде муара.

Как мне кажется, если когда-то это и было одно и тоже, то на сегодня - это две разных настрйки. Линеатура и линеаризация.

Для цифры - точно. Для офсета - обязательно. А вот для струйной печати - это актуально только в принтерах широкого формата, работающих через контроллер. В системах Xerox - можно настраивать не только разброс растровых точек (линейный/кубический/ёлочкой), но и порядок их совмещения при каждом последующем проходе печатной головы. В системах ROLAND есть выбор - упорядоченного или случайного расположения растровых точек. В Mimaki я просто не помню как это реализовано, давно видел интерфейс RastrLink, но тоже есть такой параметр. А вот по последнему пункту - Линиатура - это инструмент, а линеризация - набор способов управления линиатурой. Если совсем уж интересно, могу на скриншотах показать как и что работает. Офсета у меня нет. А вот Fiery command Workstation и VersaWork от роланда - покажу и расскажу.

Опыт не пропить. Как ни старайся...

15

Re: №8 Линеаризация, характеризация и калибровка.

На роланде интересно.