Тема: №3 Какие есть профиля
Ввиду того, что в России нет никакой адекватной литературы по управлению цветом, никаких вменяемых курсов и, вообще, какой либо открытой адекватной информации, и, как следствие, почти нет особенно никаких толковых специалистов, которые бы свободно и бескорыстно делились своими знаниями, управление цветом приобрело налёт сакральности и превратилось в какое-то шаманство, состоящее из громоздкой путанницы всеразличных понятий, мешанины терминов и бессистемных процедур. Придётся кое что разъяснить. И начнём мы с того, какие есть профиля, как понятие.
В предыдущей главе я рассказал, что управление цветом - это создание так называемых выходных профилей.
Выходные профиля - это печатный профиль непосредственно машины на каком-то конкретном носителе конкретными чернилами. Не существует универсального профиля для печати на всех материалах подряд. Выходной профиль (или он же печатный профиль) это связка: носитель, чернила/тонер, принтер. Выходной профиль решает такие задачи, как:
1. Общий расход чернил.
2. Корректность цветопередачи.
3. Принцип преобразования цветов (из непечатных в печатные).
Профиль построенный на одной машине при внедрении его на вывод в другой, но точно такой же машине на точно таких же чернилах на том же самом носителе даст другую картинку. И тут влияет миллион факторов. Это неизбежно (для того, чтобы несколько машин печатали одинаково - строят специальные имитирующие профиля. Одна машина имитирует печать другой машины).
У цифровых машин - будь то струйной или тонерной печати, не существует стандартов печати. То есть, под каждую машину строится свой собственный уникальный выходной профиль. И это здорово, потому что системы постоянно совершенствуются, химия чернил и тонера тоже улучшается, спектрофотометры становятся круче, цветовой охват расширяется, адгезия повышается и общее качество печати растёт. Медленно, но растёт. Процесс печати и управления становится легче, понятнее. Я вот, например, взялся за эту писанину - что несомненно кому-то облегчит жизнь.
Стандартные профиля. В офсетной печати дела обстоят иначе. Так как печать как таковая существовала задолго до появления ЭВМ, требовались общие стандарты печати. Они были созданы. Были созданы целые организации, по стандратизации процессов. В СССР этим занимался ГОСТ. Он стандартизировал все области нашей жизнидеятельности, включая и печать. В Эропе стандартами печати занялась FOGRA. Так вот, наиболее популярный стандарт печати FOGRA 39 - это описание печатного профиля офсетной машины на конкретной бумаге конкретными чернилами. Там прописано всё до мельчайших подробностей, но я, если честно, не читал, потому что не офсетчик. Нам этого не надо. В результате настройка (или управление цветом) на офсете несколько отличается от создания выходных профилей в цифровой печати.
В офсете мы не строим профиль исходя из возможностей машины как на цифре, а строим профиль так, чтобы он соответствовал стандарту FOGRA (FOGRA 39 например). Это очень важно по двум причинам:
1. Все существующие стандартные профиля не имеют никакого отношения к цифровой печати. Они не могут считаться стандартом для лазерного Xerox или EPSON L850. Потому что это стандарт офсета. Поэтому не правильно готовить свои макеты в по большому счёту в СМИК.
2. Стандартные профиля не строят - они уже существуют. К ним приводят настройки печати офсетной машины. Все СМИК профиля, которые есть в Corel DRAW, Adobe Illustrator и Photoshop - это стандарты печати для офсетных машин. Некоторые названия говорят сами за себя - japan color 2002 newspaper (не трудно догадаться, что это японский стандарт какой-то цветной печати газет - он, вообще, не имеет никакого отношения к нам, потому что в стране восходящего солнца используются другие стандарты красок; но оно и понятно - там все щурятся, косоглазые, ничего не видят - им нужны особые цвета). Или euroscale coated v2 (некий европейский стандарт печати по бумаге с покрытием (мелованной) - кстати, хозяйке на заметку, он считается «левым», разработанным Adobe и не соответствующим стандартам принятым в Европе). В результате, когда вы видите брендбук в котором приведены значения корпоративных цветов без уточнения в каком цветом профиле (стандарте), можно смело утверждать, что это полная шляпа. В разных стандартах эти значения дадут разные цвета.
Профиль цветового пространства. В цветовой модели RGB создано множество цветовых пространств. Наиболее известное sRGB. Потом, чаще всего, люди знают Adobe RGB 1998. Тупорылые фотографы, которые ни в зуб ногой, очень любят профиль PhotoRGB, воображая, что этот профиль создан специально для фотографов. И что если готовить фотографии в этом профиле, то и печать будет умопомрачительной. Это не так. Почему? Вкратце - как я уже упоминал, цветовой охват любого принтера на порядок уже любого монитора. То есть - любого, даже самого куцего пространства sRGB (обычно, до сих пор, мониторы всё ещё не дотягивают до sRGB, что уж говорить про PhotoRGB!). Поэтому, следуя самой примитивной логике, подготовка файлов в сверхшироком пространстве PhotoRGB, не даст вам никакого прихода - потому что печатать вы будете всё равно чернилами на бумаге выходным профилем устройства (возможности машины не превзойти). Единственное что вы поимеете, это проблемы и некорректность цветопередачи, если печатник не учтёт того, что вы прислали файл в этом монструальном профиле. А печатник этого не учтёт, потому что у него есть определённый регламент и ритм работы - ему просто некогда обращать внимание. Вас много, а он один.
Вернёмся - цветовой профиль пространства описывает его координаты. То есть, он принципиально отличается от печатного цветового профиля, который содержит в себе замеры. Цветовые пространства универсальны и аппаратно независимы. В этом смысле они схожи со стандартными профилями. Если ваш монитор откалиброван и мой тоже - то мы будем видеть одинаково одно и тоже изображение в sRGB на наших мониторах. Если офсетная машина хорошо настроена по FOGRA39 и вторая тоже - то они должны выдавать одинаковые отпечатки. В итоге, мы имеем 3 вида цветовых профилей, все они являются по определению цветовыми профилями, но предназначены они для разных целей и механика работы с ними разная.
Выходной (печатный) профиль используется только в принтере непосредственно при выводе (печатник выбирает его из списка всех доступных профилей, исходя из того, на какой бумаге он будет печатать). И правильная работа заключается в том, что профиль должен соответствовать используемой бумаге (или другому носителю). Кроме того, выходной профиль можно присвоить изображению и сделать цифровую цветопробу (перед печатью прикинуть - будет ли устраивать оттиск). Но эту процедуру выполняют редко, потому что мало кто знает о ней, а те кто что-то слышал - не знают как это всё работает.
Стандартный профиль - это описание целевых значений к которым нужно привести печатную машину. Относится это к офсету, но к этим значениям можно привести и любую другую машину. Однако, это будет нецелесообразно, потому что цифровые принтера имеют цветовые охваты больше и поэтому выходной профиль цифрового принтера должен включать в себя, например, FOGRA39, но не должен быть им ограничен. Использование этих профилей, вообще, не нужно нигде кроме как в офсете.
Профиль цветового пространства - к печати не имеет никакого отношения. Это абстрактное описание предела цветов. Для чего, вообще, нужны эти профиля? Только лишь для того, чтобы мы видели бы цвета на разных мониторах одинаково. При условии, если созданному макету присвоен цветовой профиль и он стандартный (а не какой-то экзотический) и у нас откалиброван монитор. То есть красный цвет 255/0/0 в пространстве sRGB однозначно интерпретируется как красный и максимально красный.
Обратите внимание - в цветовой модели СМИК нет цветовых пространств. За профиль цветового пространства можно принять стандартные профиля. Например, FOGRA39. Или любой другой профиль печатной машины - потому что возможности конкретной машины, это и есть её пространство, которое описывает печатный профиль (путанно, да?))). А вот в моделе RGB цветовое пространство sRGB никак не зависит от аппаратуры. Это абстрактное, аппаратно независимое описание системы координат для нахождения нужных цветов.
Я знаю, что если вы это читаете и понимаете что тут написано, то это идёт вразрез с вашими прошлыми представлениями об управлении цветом. К великому сожалению, это нормально и это поголовно. В отсутствие в общем доступе истины - бурные пенные потоки поднимают на поверхность всякую ересь и она приобретает статус истины. Учтите - в следующих главах резонанс усилится. Вы должны приготовиться к этому.