1

Тема: №6 Политика управления цветом Adobe Photoshop, Illustrator и CoralDRAW

В общем и целом - эта глава не имеет теоретической подоплёки, а подытоживает весь предыдущий материал описывая практическое применение знаний по входящим профилям.

Если вы решили в дальнейшей работы использовать всегда и везде  sRGB (благоразумно прислушавшись ко мне), то чужой макет с другим профилем может вызвать трудности - что тогда делать? Обратиться к настройке политики управления цветом. Перед вами диалоговое окно настройки в трёх основных программах (если кликнуть по картинки, то они увеличатся и можно рассмотреть их детальнее):
https://i.ibb.co/vsZqCS5/Politico1.jpg

В верхнем выпадающем меню есть уже готовые наборы - как и что следует делать.
https://i.ibb.co/mG43kNJ/Politico2.jpg
Возможно, что для кого-то это и будет актуально, но не для нас - из названий наборов видно, что о матушке России здесь не подумали. Поэтому можете ничего не выбирать в выпадающем списке - лучше всё настроить вручную. Это просто.

Приступим:
https://i.ibb.co/FhHVc1g/Politico3.jpg
В разделе Working Space - вам нужно выбрать ваши рабочее пространство, которое вы выбрали для работы на постоянке. В этом пространстве вы будете создавать новые файлы, сохранять их и в него вы будете конвертировать файлы иных пространств.
Возможно, что у вас уже есть свой выбор, вы лучше меня знаете, какие будут ваши рабочие пространства, но если вы пока не уверены, то ниже мои рекомендации:
Для RGB: sRGB (это самое распространённое цветовое пространство, при выборе которого у вас будет минимум проблем, на какой бы платформе вы ни работали и в какой формат файла вы бы потом ни конвертировали).
Для СМИК: Fogra 39 или iso coated v2 (Это по сути одно и тоже. И это наиболее распространенные СМИК профиля в которых типографии требуют делать цветоделение присылаемых макетов). Но вы можете выбрать что угодно другое - потому что я вам, вообще, не советую работать в СМИК.
GRAY: это степень насыщенности изображений в оттенках серого. Влияет только на то, как изображение будет отображаться на мониторе, если оно в режиме оттенков серого. Оставляйте как есть - по умолчанию. 20%. Без разницы что тут.
SPOT: это степень насыщенности изображения в специальных «спотовых» цветах (точечных цветах). В общем и целом, это такие цвета - цвет которых совершенно неважен, важно их название. Если файл с таким цветом попадает в РИП и название спотового цвета заложен в РИП, то РИП распознаёт этот элемент изображения, как особый. Обрабатывает этот цвет как, например, белый, для печати белыми чернилами. То есть - здесь выбор не влияет на управление цветом. Например, в Illustrator тоже можно создать спотовый цвет, но в этом диалоговом окне нет инструментов управления. Так что – можете не менять ничего.

https://i.ibb.co/71bwxzx/Politico12.jpg
Color Manadgment Police - это, непосредственно, ваша политика управления цветом. То есть, как раз тот самый вопрос – что делать, если чужой файл в с чужеродным входным профилем
Итак - есть три варианта как поступить:
1.    Ничего не делать, оставлять как есть, пускай программа интерпретирует файл в той модели, как он и был создан автором. Отличный, понятный и простой вариант. Он оставит нетронутым исходник. И, например, если вам передали прямо оригинал - то вы его не испортите. Но для полиграфистов такой варик не подходит совсем. По крайней мере, при подготовке файла к печати, вам нужно будет сохранить его копию в другом профиле.  В итоге, в приложениях Adobe файл будет визуально восприниматься также как задумывал автор, и числовые значения цвета не изменятся. Отличный вариант, за исключением того случая, когда автор оставил макет без профиля.

2.    Конвертировать входящие файлы в ваши рабочие среды. Конвертирует в рабочее пространство (согласно тому, что вы как раз выбрали в предыдущем разделе «Working Space»). Так как вы полиграфисты - то это вариант гарантирует вам наибольшую безопасность при корректности передачи  цветов. При данном подходе - визуально цвет не изменится (или будет очень похож), но числовые значения будут другими

3.    Не конвертировать числовые значения цветов, а интерпретировать их так, как будто этот макет был сразу создан в вашем рабочей среде. Этот вариант очень скверный и сулит вам, как полиграфисту, одни проблемы (да и не полиграфису тоже - не знаю, зачем он нужен, вообще). У вас постоянно будут траблы с цветом. Визуально цвет изменится неожиданно, но числовые значения останутся теми, что были изначально. Система интерпретирует цифры согласно профиля вашего рабочего пространства, а не того, который задумал автор этого шедевра. Это скверный вариант.

Для дальнейшей работы вам следует определиться, как вы хотите, чтобы система обрабатывала бы ваши файлы. Здесь нет правильного или не правильного выбора. Всё зависит от вашего процесса (существующего или планируемого). Но если вы пока затрудняетесь с выбором, то есть резон выбрать режим «Конвертации» для всех возможных случаев. Это обезопасит вас от непредсказуемых последствий.

Обратите внимание, что в грёбанном Короле Дров есть дополнительный модуль политики управления цветом.
https://i.ibb.co/D7vD7WG/Politico4.jpg
Если до сего момента речь шла про управление цветом файла (макета) целиком, то Король Дров предлагает вам ещё дополнительную возможность - как поступать с элементами изображения, которые вставляются внутрь вашего основного макета, чтобы максимально отравить жизнь дизайнерам, печатникам и пр. Для чего создан такой функционал – бог весь. Но эта настройка создаёт такие катастрофические проблемы, что можно умереть в одно мгновение. Суть такова, что программа позволяет сохранить внутри основного макета изображения с другими входными профилями. Ни одна из печатных машин не умеет интерпретировать такие файлы. Весь файл будет интерпретирован согласно основному цветовому профилю макета. В результате, если у вас там внутри СМИК макета напичканы RGB и даже LAB изображениями, то на выводе вы получите нечто невообразимое, потому что система печати (РИП) всё будет пересчитывать как ваш основной рабочий СМИК. К сожалению, эту херню не отключить. Единственно правильное решение в данном случае – «Преобразовывать в цветовой профиль документа». Обратите внимание, что в продуктах Adobe такой чепухи нет. И в Affinity тоже нет. И нигде больше нет.

Внизу под политикой (а у Короля Дров под обоими модулями политики) вы можете расставить чекбоксы, если хотите контролировать политику управления цветом каждый раз вручную.
https://i.ibb.co/48WnKzV/Politico5.jpg
Чтобы система прежде чем что-то сделать задала бы вам вопрос - правильно ли это? И не смотря на то, что вы установили правила, в каком-то случае может понадобиться изменить алгоритм. И тогда, вопрос системы окажется актуальным - вы сможете выбрать другой вариант действий. Но на практике, такая необходимость встречается крайне редко и чтобы зря не тратить время, лучше отключить эти постоянные вопросы. В Короле Дров можете оставить просто предупреждение, если вы тревожный тип и хотите, чтобы Король Дров постоянно вас нервировал.

Это базовые настройки по управлению цветом в практическом выражении при работе именно с файлами - которые в обязательном порядке нуждаются в вашей настройке, если вы работаете с графикой. Изначально программы не настроены никак.

Только после настройки политики управления цветом в графическом ПО можно будет настроить соответствующим образом и РИП. Разумеется, если предполагается, что в вашей печатне будут работать с файлами. Как правило, минимальные действия произвести над макетами всё же требуется.

Следующие настройки касаются выбора метода преобразования цветов – вопрос, который мы внимательно рассматривали в прошлой главе.
https://i.ibb.co/sRsHrRT/Politico6.jpg
Что такое engine (или по русски – движок, а по короаловски «Метод управления цветом»)? Как правило, системы по управлению цветом не предоставляют такого выбора, потому что такие системы сами являются движками и нет смысла работая в конкретной системе выбирать инородный движок. Но инструменты управления цветом Adobe одни из самых развитых в данном смысле, поэтому такой выбор предоставляют и вы, работая в пакете Adobe, если сомневаетесь в качестве их программного обеспечения, можете выбрать движок от Microsoft. Король дров же – напротив. Ущербный до такой степени, что своего движка не имеет вовсе, поэтому можно выбрать из непонятного списка какие-то непонятные движки. Причина такого недоразумения в прижимистости ребят из Короля Дров – они жмутся на покупку лицензии Adobe. Что предельно несуразно, поскольку формат PDF, разработанный Adobe – это суть полиграфии. Мне известно только ещё одно программное обеспечение, которое предоставляет подобный выбор, как и Adobe - это RIP Onyx (он позволяет выбрать движок того же Adobe или свой собственный).
Однако, справедливости ради стоит отметить, что никакой мало мальски существенной разницы в выборе движка для конечного пользователя не наблюдается. По крайней мере, вы эту разницу не почувствуете, хотя бы потому, что я, например, не почувствовал, а значит вы не почувствуете и подавно. Поэтому - хотите выбирайте Adobe. Если позволяет вера и вы готовы рискнуть - выбирайте Microsoft (кстати, я доверяю их движку больше, а почему - об этом в следующих главах). Ну а пользователям Короля Дров, вообще, без разницы что выбирать.
Обратите внимание, Король Дров сразу предлагает вам по умолчанию выбрать «Основной цветовой режим» для вновь создаваемых документов. И отказаться от выбора нельзя. Странная идея – почему не оставить этот выбор на момент создания нового документа. Ну да неважно.
Итак, теперь, пользуясь знаниями из прошлой главы вы должны выбрать один из методов преобразования цветов «Способ цветопередачи» в Короле Дров или Intent в англицком Adobe: Перцептуальный, Относительно колориметрический, Абсолютно колориметрический, Насыщенность.

Остаётся пара чекбоксов и на этом закончим.
https://i.ibb.co/CsmyFYX/Politico7.jpg
Приведённые чекбоксы, хоть и толкуют за чёрную точку, но все они про разные вещи.
Итак, сперва речь пойдёт за «Use Black Point compensation», который есть в Люстре и Фотошопе. Когда вы конвертируете изображение из одной цветовой модели в другую, то какой бы метод преобразования цвета вы бы не выбрали, то у всех у них существует проблема как интерпретировать максимально возможный чёрный цвет. В моделе RGB за абсолютный чёрный принимается отсутсвие какого либо светового излучения. То есть – света нет, вообще. В данном случае чёрный цвет чернее сделать невозможно. Физика модели CMYK заключается в том, что мы в любом случае видим отражённый от поверхности свет. На этом принципе построена цветовая модель – на принципе отражённого света. Тем самым, чёрный цвет в цветовой моделе CMYK априори будет менее чёрным чем в RGB просто ввиду физики. Какой бы метод преобразования вы бы ни выбрали - Перцептуальный, Относительно колориметрический, Насыщенность то у вас возникнет проблема сопоставления чёрной точки.
https://i.ibb.co/C9yN5H9/Politico8.jpg
На первый взгляд, эта проблема не очень сложная – мы просто совершаем сдвиг чёрной точки внутрь и сужаем тональный диапазон. Когда речь идёт о конвертации из более широкого пространства, например, sRGB в какой-то CMYK, то, вроде, всё понятно.
Вот как это будет выглядеть на примере метода преобразования Перцептуальный.
https://i.ibb.co/BTrt6SC/Politico9.jpg
Как видно из этого утрированного примера – метод преобразования Perception справится (должен справится) с этой задачей самостоятельно. Без дополнительной технологии. Но что делать, в случае с применением метода Relative Colorimetric? Следуя логике его алгоритмов преобразование пойдёт вот так:
https://i.ibb.co/hgfckgt/Politico10.jpg
Это ещё одна причина по которой я исповедую метод преобразования цвета Perception. Он более безопасный и предсказуемый. Но, это только часть вопроса преобразования более широкого пространства в более узкое. Что произойдёт при обратной конвертации? Из более широкого в узкое? Как известно – верблюду не пройти в игольное ушко. Выглядит такая картина примерно так:
https://i.ibb.co/0cH7K1f/Politico11.jpg
Возникает проблема – по перерасчёту максимально чёрной точки. Так как в узком тональном диапазоне максимально чёрный в более широком выглядит как серый. Его нельзя переносить просто по соответствию. Его нужно сдвигать. Иначе он будет просто серым.
Для решения этих задач используется механизм «Use Black Point compensation». Он следит, чтобы чёрный, при любой конвертации туда-сюда, оставался бы чёрным.
Обратите особое внимание, что за компенсацию чёрной точки отвечает не метод преобразования цвета. Это отдельная технология. Например, работая в системах, которые не позаботились о том, чтобы купить лицензию на её использования (у
Adobe), при преобразовании цветов у вас могут начаться проблемы в тенях. Потому что, если вспомнить прошлую тему, то принцип преобразования цвета заключается в сжатии только непечатных цветов. Остальное же изображение максимально соответствует оригиналу.
Как вы можете заметить – Король Дров не имеет такой суперской технологии, как «Use Black Point compensation». Чекбокс «Сохранить чистый чёрный» – это принудительное ограничение генерации смесового цвета при перерасчёте чёрного из одного профиля CMYK в другой CMYK. То есть, когда дизайнер использует в макете просто 100% Black – то при конвертации из Fogra39 в ISO Coated v2, например, движок может перерасчитать эти 100% и заменить смесью 20/30/20/30 (цифры абстрактные). Опция "Сохранить чистый чёрный" пресекает это. Второй чекбокс «Сопоставить серый чёрному CMYK», вроде бы, и есть опция «Use Black Point compensation» но названная жопой и разработанная не Adobe.
Обратите внимание, что Фотошоп предоставляет самые развитые инструменты (настройки) по управлению цветом.

Теперь можно перебираться в РИП.

Для тренировки - как выглядит настройка политики управления цветом в Affinity Photo (крутейшей программе):
https://i.ibb.co/GtvJXgs/Politico13.jpg
Если вы воткнули во всё, что я так старательно тут изложил, то настрйка этого окна должна быть вам понятна и ясна.

2

Re: №6 Политика управления цветом Adobe Photoshop, Illustrator и CoralDRAW

Обратите внимание на то, что я пропустил во всех этих описаниях проблем преобразований чёрной точки метод Absolute Colorimetric. Если вы читали тему №5 и поняли материал, то тогда у вас не должно было бы возникнуть вопросов.
Но если они возникли, то у меня для вас плохие новости - вы туповаты. Однако, я раскрою суть вещей.
Дело в том, что метод Absolute Colorimetric принимает за белую и чёрные точки абсолютные значения целевого пространства или профиля. И не учитывает цвет носителя и возможные проблемы насыщенности чернил. При выборе этого метода, опция "Use Black Point compensation" недоступна.

Метод Absolute Colorimetric - это метод максимально чистой конвертации с минимальными потерями для теоретических работ. Он непременим на практике, потому что не учитывает физико-механические свойства носителей, чернил, методов печати и климата. Ни-че-го. Это для лаболаторных и теоретических изысканий.