1

Тема: №4 Что такое РИП, CMS и драйвер в печати

Что такое рип, кому он нужен и как происходит печать без рипа через драйвер.

Чтобы файл отпечатать, визуальные данные о его цвете нужно превратить в печатные данные понятные принтеру.
В одном из случаев эту задачу выполняет драйвер - он занимается преобразованиями цветов из одной цветовой системы (модели) в другую. Драйвер может быть простым - когда вы не в силах что либо изменить в алгоритме управления цветом. И тогда за цвет будет отвечать целая служба Microsoft Color Management Suit (CMS) если вы работаете из под PC. Иногда драйвер может иметь настройки, которые немного будут влиять на отпечаток, но в целом, это будет всё тот же драйвер.
Во втором случае - драйвер может быть открытым. Открытый драйвер называется Raster Image Processor или, сокращённо, RIP (РИП). Самое важное, что даёт пользователю РИП - управление и контроль над цветом. Ну и всякие приятные мелочи - типа нестинга, обрезных меток и переназначение каналов (когда вы заливаете в принтер другие цвета и через РИП даёте принтеру об этом знать).

В прошлой главе мы рассмотрели, что файлу может быть присвоен RGB или CMYK профиль, а ещё есть вариант, что дизайнер оставил файл вовсе без профиля. Это блюдо с неизвестным вкусом как иронично подмечает Маргулис. Также, если файлу присвоен какой-то экзотический профиль, то это при печати даст неожиданный результат. Ещё я объяснял, что макеты которым присвоен CMYK профиль - это на самом деле цифровая имитация отпечатка (попытка увидеть на экране как будет на бумаге). Следуя нехитрой логике - не стоит так делать.

Схема печати что через драйвер, что через РИП одинаковая:
https://i.ibb.co/zJ3g0qp/1.jpg
Разница лишь в том, что драйвер всё делает автоматически и не позволяет увидеть и настроить этот процесс. Что благо. Блажен кто верует и не сведущ.
https://i.ibb.co/jwvZMcp/image.jpg
Почему есть промежуточная конвертация в пространство LAB - затронем в следующих главах.
Итак, есть несколько возможных вариантов интерпретации входящих числовых значений файлов которые отправляются на печать:
Когда мы печатаем через драйвер.
1.    Мы не знаем ничего, по каким правилам он интерпретирует входящие файлы и как работает Microsoft CMS. Но одно точно - лучше всего он будет работать с sRGB как с самым распространённым вариантом среди пользователей. И второе знание - эта система работает превосходно, вопреки всему тому, что делает Microsoft.
https://i.ibb.co/QKtL2J5/image.jpg
Когда мы печатаем через РИП
1.    Мы жестко настраиваем интерпретацию входящего файла. Например, если он в моделе RGB, то он интерпретируется как sRGB, если он в CMYK, то он интерпретируется как FOGRA39. И подсовываем ему макеты в соответствующих профилях. РИП корректно пересчитывает значения из входящего профиля в пространство LAB, а потом в выходной профиль печатной машины. И это хорошо .
https://i.ibb.co/FXw6hkY/image.jpg
2.    Мы жестко настраиваем интерпретацию входящего файла как в первом случае, но подсовываем файлы с посторонними профилями. Например Adobe RGB и SWOP V2. Тогда РИП интерпретирует входящие числовые значения цветов в макете так, как будто это sRGB и FOGRA39. Разумеется, происходит искажение цветов. И в моделе LAB это уже всё другого цвета. На вывод передаются некорректные цвета, которые не соответствуют исходникам. И это совсем не хорошо.
https://i.ibb.co/qgQ6Prr/image.jpg
3.    Мы настраиваем РИП так, чтобы он интерпретировал бы входящие файлы согласно встроенным профилям этих файлов. Это превосходный вариант! Если файл в ADOBE RGB, то он и обработает его как ADOBE RGB. Если файл в профиле Japan NewsPaper Coated 2002, то так тому и быть. Это очень удобный вариант.
https://i.ibb.co/kGjyMVf/image.jpg
Будет проблема только когда файл не имеет встроенного цветового профиля. И это не редкость. И тогда неизвестно, как пройдёт интерпретация.
https://i.ibb.co/x2fR22G/image.jpg
4.    Мы не настраиваем интерпретацию вообще никак - и файлы будут напрямую нестись через РИП без перерасчёта числовых значений, без конвертации. И если это будет файл в RGB - то РИП выдаст очень странный результат, потому что он будет пытаться интерпретировать числовые значения трёх каналов R G и B как три канала из четырёх CMYK. Что, естественно, дохлый номер. Если файл будет в CMYK - то, не смотря ни на какой встроенный профиль, он будет передавать значения цветов CMYK напрямую на каналы согласно соответсвующим цветам интерпретируя эти данные как проценты. Вариант не самый плохой, и очень широко распространённый в России от тотальной безграмотности. То есть - это как бы без перерасчётов прямая передача значений каждого цвета в виде команды сколько лить чернил на конкретный цветной канал. В этом случае говорить об управлении цветом смешно - это самый идиотский случай. Но так работать можно и возможно.
https://i.ibb.co/F5NVg78/image.jpg
В результате, вы должны понять следующие важные штуки:
1.    Если вы не хотите управлять цветом, то печатайте через драйвер (правда принтер должен уметь так печатать - профессиональные промышленные машины редко имеют такую возможность). Но тогда вам нужно будет использовать оригинальные чернила и носители. Настраивать ничего не придётся, печать будет изумительной и дорогостоящей. В России такое не принято. Под промышленные и профессиональные системы нет драйверов и для печати на таких машинах нужны профильные знания (которые вы получите, прочтя всё это) и РИПы.
2.    Для корректной печати вам необходимо строить выходной профиль (или, как минимум, брать от максимально аналогичной машины готовый).
3.    Файлы которые отправляются на печать должны снабжаться профилями. По этой самой причине типографии сообщают в требованиях какие профиля у файлов они ждут от вас. Чтобы не было конфузов за цвет. Как правило, это FOGRA39 или iso coated v2 (что, в общем, одно и тоже для простого обывателя). И поэтому, вам как типографии грамотно сообщать клиентам - что вы ждёте как типография.
4.    Не нужно присваивать файлу печатный (выходной) профиль. Тогда у вас будет двойная интерпретация (из смик в лаб, а потом опять в смик). Вы потеряете цвета. И неминуемы искажения.
5.    Лучше работать с RGB файлами - это жутко звучит и все знают, что это недопустимо. Но никто не знает почему. Когда вы прочитаете весь материал - то у вас также не останется сомнений, что отправляют в печать файлы СМИК от тотальной безграмотности.

Подытожим: управление цветом - это ожидаемый отпечаток. Если вашему файлу присвоен профиль FOGRA39 и в настройках у вас стоит правило - интерпретировать входящие CMYK как FOGRA39, то интерпретация будет корректная. РИП конвертирует эти данные и вывод будет ожидаемый. Если вы отправляете на печать файл которому присвоен необычный профиль, например ProPhotoRGB, а в РИПе задано, что следует интерпретировать входящие RGB файлы как sRGB - то у вас произойдут искажения при печати. Потому что РИП изначально неверно будет интерпретировать числовые значения цветов. На следующей картинке приведено сравнение цветовых пространств ProPhotoRGB и sRGB.
https://i.ibb.co/872K9QB/ProPhoto.jpg

Это иллюстрация системы координат которая наглядно показывает разницу между цветовыми пространствами sRGB и ProPhotoRGB. И надо обратить внимание на то, что одним и тем же числовым значениям ЦВЕТОВ обоих пространств соответсвуют в системах разные точки координат (то есть, оттенки). 200/100/50 в пространстве ProPhotoRGB визуально отличается от тех же значений в sRGB.
https://i.ibb.co/MGC9TTQ/rgb.jpg

2 (2022-07-28 21:52:04 отредактировано Bagman)

Re: №4 Что такое РИП, CMS и драйвер в печати

Ну, неужели нельзя перед тем, как писать подобное, почитать немного профильной литературы?
В те времена, когда деревья были большими, а принтеры маленькими, всю работу по обработке изображений и отправке данных на принтер брал на себя драйвер . Но время шло, появились широкоформатные принтеры, "аппетиты" росли и мощности драйвера стало не хватать. К тому же, появились так называемые головки grayscale (способные плеваться каплями разного размера). Также, в широкоформатных принтерах отсутствовал чип, выполняющий преобразование RGB-->CMYK и данные в драйвер надо было передавать в CMYK, чего windows абсолютно не умеет (спасибо дяде Билли за геморрой, который мы имеем по сей день). Поэтому решено было разделить обязанности. Драйвер стал только отправлять данные на принтер, а подготовку и обработку изображений стал выполнять РИП. Поэтому, драйвер "для windows" и РИП это по сути одно и то же, только разного "масштаба". Важно понимать, что как раньше, так и сейчас, драйвер только отправляет данные на принтер. Всё управление цветом выполняет CMS (Color Management System). В случае настольных принтеров это, как правило, Microsoft ICM (работающая в связке с драйвером принтера). В случае широкоформатных принтеров это CMS РИПа (RIP engine).

Соответственно, все приведённые схемы неверны. Особенно те, у которых в CMS написано "хрен его знает что тут происходит". Соответственно, все приведённые описания - "блогерский" бред. Если есть CMS, то всегда однозначно понятно что и где происходит и что будет на выходе.



Поэтому, комрады, если хотите узнать как работает CMS, обратитесь на профильные сайты (idealliance.org, eci.org, fogra.org) и не читайте ахинею, написанную здесь. Т.к. если вам вдруг прийдётся разговаривать с профессионалом (например, полиграфистом) и вы ему расскажете прочитанное в данной статье, то вас просто засмеют.

3 (2023-01-13 14:05:08 отредактировано evr1978)

Re: №4 Что такое РИП, CMS и драйвер в печати

Для лучшего понимания процесса, пару слов из истории вопроса.
С давних пор, когда и мониторы и принтеры были исключительно монохромными, контроллер печати не нуждался в каких либо дополнительных программных или аппаратных плюшках. Изображение на мониторе выводилось точками с сигналом 1/0, аналогично проходила и печать - точками с сигналом 1/0. (это касается первых принтеров игольчатого "матричного типа" - переходным устройством между печатной машинкой и струйным аппаратом с ячеистой плашкой пьезо форсунок размером 6х12 точек). 
Такое положение вещей не требовало никаких дополнительных процессов обработки изображения перед выводом на печать. Пиксель на контроллере монитора получает цифру "1" - светится, это же и передается в печать - ячейка получает цифру "1" и игла бьет по бумажке через чернильную ленту. (или пьеза получает разряд и капля чернил плюхается на бумажку). 
Тут всё просто и понятно. Как следствие, программный контроллер печати находился в тесной связке с программным контроллером монитора. Если говорить ещё проще - это был единый контроллер, отвечавший за ввод/вывод.
Время шло. Компьютеры развивались. Мощности росли.
Появился графический интерфейс. А следом на мониторе появился цвет. И началось...
Все бросились разрабатывать способы переноса на бумагу цветного изображения с монитора.
Но связка контроллера монитор/принтер оставалась неизменной. 
Опустим битву цветовых систем PAL/SECAM, она не сильно повлияла на результат.
Компьютеру, все ещё, НЕ нужно печатать фото. Только цветные диаграммы графики и презентации - максимум - рисунки из программы Paint. С этими задачами спокойно справлялась цветовая модель RGB.
И вот появился принтер на 4 краски. Система CMYК. Цифровая фотография. А игры стали сложнее и потребовалось увеличивать мощность графики. И компьютеры пришли к такой архитектуре, которую мы видим по сей день.
488x474
С этого момента мощности вывода на монитор и принтер разделились.
Но схема ввода/вывода осталась. И принтеры, продолжают работать через тот же программный канал, что и мониторы, а именно CMS, соответственно в системе RGB.
Цветные печатающие устройства твердо основались в цветовой модели CMY.
Вот тут и начались конфликты.
Стало понятно, что изображение, которое мы видим на мониторе, не сможет соответствовать напечатанному. Это было в следствии того принципа, что RGB мы видим как излучаемый свет видимого спектра, а CMYK мы видим как отраженный от носителя окружающий свет более широкого спектра.
И на этом этапе появляется великий RIP.
RIP расшифровывается как Raster Image Processor (а не Rest in Peace, как может показаться). Это процесс или устройство для преобразования изображений в подходящий для печати формат. Именно что ПРОЦЕСС или УСТРОЙСТВО.
Вспомним, что когда-то RIP-ы тоже были программными. А в печати и по сей день не всё так однозначно.
В качестве лирического отступления и общего развития - существует фотопечать (мокрый процесс, он же процесс C-41). 
Кратко. 
На носителе 3 слоя фотоэмульсии под RGB, изображение формируется поочередным засветом носителя 3-мя лазерами c соответствующей длинной волны излучения, после чего незасвеченные области фотоэмульсии вытравливаются спец раствором а засвеченные отверждаются другим раствором и после смывания всех растворов носитель сушится. Получается фотография. 
В таком процессе всё просто. RGB видит фотик, раскладывает на 3 канала, они же и выводятся на фотографии.
Тут рип не нужен.
Так вот РИП и нужен для того, чтобы изображение, которое МЫ НАРИСОВАЛИ В РЕДАКТОРЕ красками цветовой модели CMYK (зная, что нам это нужно будет напечатать), пустить через профиль устройства сразу на носитель, минуя злощастную архитектуру компьютера, где драйвер принтера до сих пор работает в связке с контроллером монитора в системе RGB. 
Таким образом, БЕЗ РИПА, CMYK из редактора, прежде чем дойдет до LAB в драйвере принтера, обработается RGB контроллером монитора  и только потом будет интерпретирован снова в CMYK, но уже по усмотрению CMS. 
В тоже время С РИПОМ мы минуем CMS, давая файл  из РИПА сразу в драйвер, поскольку рипы печатных машин "ЕДЯТ CMYK" как родной, без промежуточной CMS обработки контроллером монитора.
Как то так.
Очень надеюсь, что данный опус поможет пониманию физики цвета в машинном представлении.
P.S. Важно отметить, что в CMS при обработке файла, чёрный формируется суммой всех цветов и предполагается, что выводится на печать аналогичным образом - заливкой чернилами всех цветов черной точки.
В то время как РИП понимает черный по своему и ДОЛЖЕН (если правильно подготовлен файл) для печати черной точки использовать только чёрный цвет.

Опыт не пропить. Как ни старайся...

4

Re: №4 Что такое РИП, CMS и драйвер в печати

evr1978, ваш опус отличный. Спасибо. Пишите ещё, пожалуйста.

5 (2023-06-16 09:05:14 отредактировано evr1978)

Re: №4 Что такое РИП, CMS и драйвер в печати

Если смотреть на машинную архитектуру при обработке цвета, происходит нечто следующее.

https://wdho.ru/plugins/imageviewer/site/thumb.php?s=046f553


И вы можете прикручивать хоть какие профили, хоть никакого. Конечный результат изменится не сильно, в  пределах 5 единиц по каждому цвету.

Опыт не пропить. Как ни старайся...

6

Re: №4 Что такое РИП, CMS и драйвер в печати

То что надо). Это почти идеально. Я б для пущей точности софт и pc в один бабл бы обвел.

Я так понимаю, что профиль для ргб принтера (который печатает через драйвер) является как-бы профиоем коррекции перед драйвером. Принтер все равно печатает неким выходным штатным профилем, изменить который мы не в силах, но мы можем на основе замеров скорректировать подаваемые значения в cms.
Тем самым, через такой вот костыль управляя выводом. 

Верно?

7 (2023-01-17 06:46:43 отредактировано evr1978)

Re: №4 Что такое РИП, CMS и драйвер в печати

pexpel пишет:

То что надо). Это почти идеально. Я б для пущей точности софт и pc в один бабл бы обвел.

Я так понимаю, что профиль для ргб принтера (который печатает через драйвер) является как-бы профиоем коррекции перед драйвером. Принтер все равно печатает неким выходным штатным профилем, изменить который мы не в силах, но мы можем на основе замеров скорректировать подаваемые значения в cms.
Тем самым, через такой вот костыль управляя выводом. 

Верно?

Абсолютно. Мы можем создать профиль на основе замера, и прикрутить "в качестве" выходного профиля на устройстве, в настройках устройства. Но это всё равно эмуляция. Цвет на выходе станет лучше, но к идеалу всё равно будет далеко. У меня была такая проблема, когда я делал сублимацию. Мне нужно было на выходе получить серый градиент, а добиться этого на обычном струйном EPSON L800 было очень тяжело, поскольку в сером всё равно присутствовали все остальные цвета. Из положения выходил путём десятков проб, правя цвет в макете, пока не стало ПОХОЖЕ на то, что надо. Наверное два десятка пробников сделал... 
А софт и ПиСи в одно я не объединил потому, что после софта файл можно сохранить и перенести на другой ПиСи, или по сети перебросить. А на другом ПиСи софт может быть другой, например 32 и 64 бит Винда. Корел может быть кривой, или фотошоп из другой эпохи - эта связка не постоянна, тоже есть переменные. 
И да, в примере описан только черный цвет, потому, что с другими цветами порой происходит вообще необъяснимое. В особенности, если играть с такими настройками как "насыщенный\относительный колриметр\абсолютный колосиметр\перцепциональный"...

Опыт не пропить. Как ни старайся...