Тема: №4 Что такое РИП, CMS и драйвер в печати
Что такое рип, кому он нужен и как происходит печать без рипа через драйвер.
Чтобы файл отпечатать, визуальные данные о его цвете нужно превратить в печатные данные понятные принтеру.
В одном из случаев эту задачу выполняет драйвер - он занимается преобразованиями цветов из одной цветовой системы (модели) в другую. Драйвер может быть простым - когда вы не в силах что либо изменить в алгоритме управления цветом. И тогда за цвет будет отвечать целая служба Microsoft Color Management Suit (CMS) если вы работаете из под PC. Иногда драйвер может иметь настройки, которые немного будут влиять на отпечаток, но в целом, это будет всё тот же драйвер.
Во втором случае - драйвер может быть открытым. Открытый драйвер называется Raster Image Processor или, сокращённо, RIP (РИП). Самое важное, что даёт пользователю РИП - управление и контроль над цветом. Ну и всякие приятные мелочи - типа нестинга, обрезных меток и переназначение каналов (когда вы заливаете в принтер другие цвета и через РИП даёте принтеру об этом знать).
В прошлой главе мы рассмотрели, что файлу может быть присвоен RGB или CMYK профиль, а ещё есть вариант, что дизайнер оставил файл вовсе без профиля. Это блюдо с неизвестным вкусом как иронично подмечает Маргулис. Также, если файлу присвоен какой-то экзотический профиль, то это при печати даст неожиданный результат. Ещё я объяснял, что макеты которым присвоен CMYK профиль - это на самом деле цифровая имитация отпечатка (попытка увидеть на экране как будет на бумаге). Следуя нехитрой логике - не стоит так делать.
Схема печати что через драйвер, что через РИП одинаковая:
Разница лишь в том, что драйвер всё делает автоматически и не позволяет увидеть и настроить этот процесс. Что благо. Блажен кто верует и не сведущ.
Почему есть промежуточная конвертация в пространство LAB - затронем в следующих главах.
Итак, есть несколько возможных вариантов интерпретации входящих числовых значений файлов которые отправляются на печать:
Когда мы печатаем через драйвер.
1. Мы не знаем ничего, по каким правилам он интерпретирует входящие файлы и как работает Microsoft CMS. Но одно точно - лучше всего он будет работать с sRGB как с самым распространённым вариантом среди пользователей. И второе знание - эта система работает превосходно, вопреки всему тому, что делает Microsoft.
Когда мы печатаем через РИП
1. Мы жестко настраиваем интерпретацию входящего файла. Например, если он в моделе RGB, то он интерпретируется как sRGB, если он в CMYK, то он интерпретируется как FOGRA39. И подсовываем ему макеты в соответствующих профилях. РИП корректно пересчитывает значения из входящего профиля в пространство LAB, а потом в выходной профиль печатной машины. И это хорошо .
2. Мы жестко настраиваем интерпретацию входящего файла как в первом случае, но подсовываем файлы с посторонними профилями. Например Adobe RGB и SWOP V2. Тогда РИП интерпретирует входящие числовые значения цветов в макете так, как будто это sRGB и FOGRA39. Разумеется, происходит искажение цветов. И в моделе LAB это уже всё другого цвета. На вывод передаются некорректные цвета, которые не соответствуют исходникам. И это совсем не хорошо.
3. Мы настраиваем РИП так, чтобы он интерпретировал бы входящие файлы согласно встроенным профилям этих файлов. Это превосходный вариант! Если файл в ADOBE RGB, то он и обработает его как ADOBE RGB. Если файл в профиле Japan NewsPaper Coated 2002, то так тому и быть. Это очень удобный вариант.
Будет проблема только когда файл не имеет встроенного цветового профиля. И это не редкость. И тогда неизвестно, как пройдёт интерпретация.
4. Мы не настраиваем интерпретацию вообще никак - и файлы будут напрямую нестись через РИП без перерасчёта числовых значений, без конвертации. И если это будет файл в RGB - то РИП выдаст очень странный результат, потому что он будет пытаться интерпретировать числовые значения трёх каналов R G и B как три канала из четырёх CMYK. Что, естественно, дохлый номер. Если файл будет в CMYK - то, не смотря ни на какой встроенный профиль, он будет передавать значения цветов CMYK напрямую на каналы согласно соответсвующим цветам интерпретируя эти данные как проценты. Вариант не самый плохой, и очень широко распространённый в России от тотальной безграмотности. То есть - это как бы без перерасчётов прямая передача значений каждого цвета в виде команды сколько лить чернил на конкретный цветной канал. В этом случае говорить об управлении цветом смешно - это самый идиотский случай. Но так работать можно и возможно.
В результате, вы должны понять следующие важные штуки:
1. Если вы не хотите управлять цветом, то печатайте через драйвер (правда принтер должен уметь так печатать - профессиональные промышленные машины редко имеют такую возможность). Но тогда вам нужно будет использовать оригинальные чернила и носители. Настраивать ничего не придётся, печать будет изумительной и дорогостоящей. В России такое не принято. Под промышленные и профессиональные системы нет драйверов и для печати на таких машинах нужны профильные знания (которые вы получите, прочтя всё это) и РИПы.
2. Для корректной печати вам необходимо строить выходной профиль (или, как минимум, брать от максимально аналогичной машины готовый).
3. Файлы которые отправляются на печать должны снабжаться профилями. По этой самой причине типографии сообщают в требованиях какие профиля у файлов они ждут от вас. Чтобы не было конфузов за цвет. Как правило, это FOGRA39 или iso coated v2 (что, в общем, одно и тоже для простого обывателя). И поэтому, вам как типографии грамотно сообщать клиентам - что вы ждёте как типография.
4. Не нужно присваивать файлу печатный (выходной) профиль. Тогда у вас будет двойная интерпретация (из смик в лаб, а потом опять в смик). Вы потеряете цвета. И неминуемы искажения.
5. Лучше работать с RGB файлами - это жутко звучит и все знают, что это недопустимо. Но никто не знает почему. Когда вы прочитаете весь материал - то у вас также не останется сомнений, что отправляют в печать файлы СМИК от тотальной безграмотности.
Подытожим: управление цветом - это ожидаемый отпечаток. Если вашему файлу присвоен профиль FOGRA39 и в настройках у вас стоит правило - интерпретировать входящие CMYK как FOGRA39, то интерпретация будет корректная. РИП конвертирует эти данные и вывод будет ожидаемый. Если вы отправляете на печать файл которому присвоен необычный профиль, например ProPhotoRGB, а в РИПе задано, что следует интерпретировать входящие RGB файлы как sRGB - то у вас произойдут искажения при печати. Потому что РИП изначально неверно будет интерпретировать числовые значения цветов. На следующей картинке приведено сравнение цветовых пространств ProPhotoRGB и sRGB.
Это иллюстрация системы координат которая наглядно показывает разницу между цветовыми пространствами sRGB и ProPhotoRGB. И надо обратить внимание на то, что одним и тем же числовым значениям ЦВЕТОВ обоих пространств соответсвуют в системах разные точки координат (то есть, оттенки). 200/100/50 в пространстве ProPhotoRGB визуально отличается от тех же значений в sRGB.