1

Тема: №5 Метод преобразования цвета

В прошлой главе мы остановились на том, что в момент печати встаёт задача преобразования так называемых «непечатных» цветов макета в печатные. И проблема эта возникает потому что физика цветовых моделей CMYK и RGB принципиально отличается.
Для примера у нас есть дамочка в алом платье в модели sRGB. Такая вот – вся в красном.
https://i.ibb.co/x6WDyr9/red1.jpg
Слева мы видим её так, как мы её видим в sRGB на мониторе. Справа показаны области абсолютно красного цвета - 255/0/0. Этот цвет потенциально выходит за пределы печати.

Максимальный красный, который даёт в CMYK, например, FOGRA39 по сравнению с красным sRGB выглядит вот так (и любой другой CMYK).
https://i.ibb.co/Y3Q28Rz/red2.jpg
Это 100% жёлтого и 100% малинового. Вы не можете выжать из этих двух красок больше чем 100%. Это максимально возможно красный, который удасться напечатать. Что будет, если отправить такое изображение на печать? Как пойдёт конвертация непечатных цветов?

Следуя нехитрой логики мы просто потеряем детали изображения и там где были складки просто получится однородное пятно.
https://i.ibb.co/3Bg0pML/red3.jpg
Как быть? Для наглядности разложим наш красный цвет, который используется в изображении на некоторую шкалу. Слева будет выделен ряд непечатных цветов, которые выходят за возможности принтера. Это явление ещё называется – выход за тональный диапазон:
https://i.ibb.co/ThhFRkf/red4.jpg

Итак, принципиально в каждой методике отличается работа с белой точкой (то есть, с учётом цвета носителя) и сам алгоритм запихивания того что не помещается в тональный диапазон. Существуют четыре стандартных методики:

Perception (его же иногда именуют Фотографическим). Это мой любимый метод. Суть его сводится к следующему алгоритму:
1.    За белую точку принимается цвет носителя.
2.    Диапазон сжимается до момента, когда крайний непечатный цвет помещается в тональный диапазон. И всё изображение пересчитывается с учётом этого максимально насыщенного цвета. В результате, тональный диапазон обрезается, лишнее откидывается, а то что осталось растягивается заново до своей первоначальной ширины но уже с другим шагом. Цвета перераспределяются, сохраняя контраст. Получается вот так:
https://i.ibb.co/mhy2JDh/red5.jpg
3.    В результате мы теряем общую насыщенность изображения (оно получается не таким алым в сравнении с оригиналом). Но мы сохраняем контраст между цветами – что в миллион раз важнее. Тем самым, отпечаток будет в большей степени отличаться от иходника, чем то же самое изображение преобразованное по методу относительно колориметрическому. Однако вне оригинала, самостоятельно, оно будет восприниматься более естественно и привлекательно. Потому что сохранится контраст цветов. А контраст – это основа объёма.
https://i.ibb.co/Lx2qPQB/red7.jpg

Relative Colorimetric (относительный колориметрический). Это второй основной метод, который применяется. Он построен следующим образом:
1.    За белую точку принимается цвет носителя.
2.    Диапазон не сжимается. Сохраняется насыщенность цветов в ущерб контрастности. Сжимаются только непечатные цвета. Вот так:
https://i.ibb.co/SBY4xSc/red6.jpg
3.    Тем самым цвета, которые находились в исходном изображении на границе с непечатными цветами, которые выходили за тональный диапазон, становятся одинаковыми. И в некоторых случаях это делает картинку плоской. Мы теряем детали. В общем и целом, этот метод максимально сохраняет цвета оригинала. Но, к сожалению, на фоне того, что эти цвета и в самом деле больше схожи с оригиналом, основной недостаток этого метода заключается в том, что изображение получается более плоским. Потому что оно становится менее контрастным.
https://i.ibb.co/TTJSPMK/red8.jpg

Absolute Colorimetric (абсолютный колориметрический). Это специфический метод, который полностью аналогичен мтоду Relative Colorimetric (относительный колориметрическосу), с той разницей, что за белую точку принимается абсолютно белый не учитывающий цвет носителя, на котором предполагется вывод, а за чёрную – абсолютно чёрный, опять же, не учитывающий возможности чернил и носителя. Тем самым, этот метод является нерабочим в полиграфии и создан для каких-то других задач. Потому что при таком подходе, работа выходного профиля (печатного) будет некорректна – часть цветов будет уходить за доступный диапазон печати (отсекаться). В результате, печать будет более чем непредсказуемой (не будет деталей в тенях и цветах). Наша тётечка в красном выглядела бы примерно так:
https://i.ibb.co/gj1PWyg/red10.jpg

Saturation (который часто называют – По насыщенности, хотя для простого обывателя понятнее была бы формулировка "По яркости"). Это метод, вообще, не парится за цвет. Во главу угла поставлена насыщенность цвета (яркость - говоря по-простому). В результате, вместо красного вы можете получить совершенно другой цвет, например, малиновый, но зато он будет такой же интенсивный, как и оригинал. Поэтому, этот метод используется только для технической печати, где не важен сам цвет, но имеет значение его интенсивность. Обычно в пример приводят стандартные графики всякие. Что касается белой точки – то метод принимает за белую точку цвет носителя и, соответственно, сжимает тональные диапазон. При методе преобразования по насыщенности танцовщица получится вот такой:
https://i.ibb.co/xCp8TKP/red9.jpg

Итог такой, что проблема конвертации из RGB в CMYK не имеет законченного решения и выбор методики преобразование остаётся на ваше усмотрение. По крайней мере – выбор одной из двух основных методик: Perception и Relative Colorimetric.
Для более внятного сравнения все четыре метода разом.
https://i.ibb.co/VMZv91S/red11.jpg

Не сложно обратить внимание, что метод Relative Colorimetric даёт более яркую картинку. Но часть деталей теряется. Изображение более плоское. Наиболее «живое» и объёмное получается по методу Perception.
Также, на примере видно, что метод Saturation даёт близкие результаты с Relative Colorimetric. Но это особенность именно данного изображения. И всё равно, при внимательном рассмотрении видна разница, у Relative Colorimetric деталей сохранено больше. В общем, Saturation в полиграфии не используется.

Особенно искушённые печатники держат профиля для печати на одном и том же носителе в парном виде на базе одного и второго метода. И, в зависимости от сюжета изображения, выбирают подходящий. Но как по мне – это путь в никуда. Нужно определиться один раз. И уже навсегда - пока смерть не разлучит.

Я (именно я) представляю тот редкий вид печатников, который предпочитает метод Perception. Большинство такой подход высмеивают. Но этот вопрос не имеет "правильного" ответа, поэтому решать придётся каждому самостоятельно что выбирать.

2 (2022-07-29 11:36:27 отредактировано Bagman)

Re: №5 Метод преобразования цвета

Я (именно я) представляю тот редкий вид печатников, который предпочитает метод Perception. Большинство такой подход высмеивают. Но этот вопрос не имеет "правильного" ответа, поэтому решать придётся каждому самостоятельно что выбирать.

Попробуй объяснить это Сбербанку или Газпрому, когда тебя попросят напечатать именно такой зелёный или именно такой голубой. С твоим неимением правильного ответа будешь послан далеко и надолго...  :/

Ответ есть. Он чёткий и правильный. Но для этого надо действительно разобраться в механизме работы алгоритмов рендеринга, чтобы понимать для какого случая использовать какой алгоритм, а не писать подобные опусы с личными умозаключениями. А если нет понимания, то и приходится выбирать "единственно верную религию"...