1

Тема: Сказ о том, как я менял линейные подшипники.

Привет, парни, с отвёртками в руках и всякого рода энтузиасты, которые понемногу ковыряют свой девайс, а не только тупо печатают на нём деньги.
Моя история будет сегодня про то, как на старушке JV150 подошли к концу подшипники на каретке и рассыпались. В дым. К этому моменту ей стукнуло 4 года и она прошла 20 000м.кв. Выглядело это довольно неприятно – я чудом смог засечь ответственный момент, когда рассыпался сепаратор. Из-под каретки послышался специфический шум и на печать стал сыпаться мелкий (а иногда и крупный) мусор. Потенциально существовала опасность наебнуть голову. Но в этом смысле мне повезло. Я вовремя расслышал неладное.
Не повезло мне в том смысле, что я сам был дурак и не следил за рельсой. В идеале надо было её раз в год, наверное, смазывать, точнее, смазывать этот злоебучий подшипник (на нём даже носик есть для шприцевания). Но я об этом не знал. Никто мне не сказал. В инструкции не написано.
Обратившись к официалам мне поспешили на выручку и выставили счёт на 145,66 евро за штуку, что на сегодняшний день равно 10400.00 рублям. Напоминаю, что таких подшипников надо два. Несложное математическое действие – и вы знаете, что комплект вам обойдётся всего в каких-то 20800.00 Я уже собрался оплачивать, как интереса ради решил узнать – нельзя ли поставить аналог. Знаю, что для большинства, конечно, 20 рублей это совсем не деньги и они не раздумывая могут положить их на бочку, но для меня это неплохая сумма. По крайней мере не хотелось бы впустую спустить их, а не вдумчиво потратить на баб и хорошую выпивку. Если же подойти к этому с расстановкой, так и вовсе хватит на пару другую дней лихого кутежа.
Поломка была диагностирована поздно вечером и утром я плотно занялся вопросом ремонта.
Так вот оглядев станок мы узнаём, что производитель рельсины HIWIN (на ней есть гравировка). Значит безусловно, что подшипник нам подойдёт только ихонный, потому что такой профиль рельсины использует только HIWIN. Также как на рельсину Bosch сядет только ихней же подшипник. Дело практически в шляпе – загвоздка только в том, что мы не знаем, о каком подшипнике идёт речь.
Одолжив у дизайнера айфон мы подлазим за каретку и фоткаем подшипник. Узнаём, что это QE15. Обладание этой информации не даёт нам ровным счётом ничего.
По случаю, у меня есть где посмотреть сервисмануал. Итак, находим эти треклятые подшипники. Вот они:

https://xn--l1adgmc.xn----7sbbtqh1alwh2cf.xn--p1ai/uploads/images/2/4a8b1cf0e5b1cfbd5b8b1369c9694ae8.jpg

Но маркировки нет никакой. Но картинка важная – нужно запомнить их визуально.
Идём дальше – находим всю рельсину целиком.

https://xn--l1adgmc.xn----7sbbtqh1alwh2cf.xn--p1ai/uploads/images/2/7faaa5398166246c5a18b6c9a142e0a5.jpg

Деталь № 20 это рельсина в сборе, вероятно, вместе с подшипниками. Но рельсина ни к чему, верно же? Остаётся вычленить, о каком подшипнике идёт речь. Партномер детали №20 - QEH15SA2U2520Z0H.

https://xn--l1adgmc.xn----7sbbtqh1alwh2cf.xn--p1ai/uploads/images/2/a756df8fb7ced028acdf803237af4899.jpg

Если забить эту галиматью просто так в Яндексе, то вы ничего путного не найдёте. Всё усложняется ещё и тем, что в СССР нет представительства HIWIN. Нужно искать каталоги HIWIN на линейные подшипники. В них можно почерпнуть достаточно информации.
https://www.hiwin.com.ru/linear_ball_guideway/ тут находим каталог именно на направляющие серии QE (которые нам и нужны). Листаем, читаем. Находим вот что:
«Серия QE – низкошумные направляющие с технологией СиняяМошонка. Разработка серии QE линейных направляющих компании Хифин опирается на четырехточечных контакт шариков с полукруглым профилем дорожек качения. Серия QE с технологией СиняяМошонка обладает всеми преимуществами серии EG, а также предлагает плавное и бесшумное перемещение, превосходную смазку и длительный срок службы… Серия QE взаимозаменяемая с серией EG.» Ну и так далее. Это важно. Важно знать. Что серии QE и EG взаимозаменяемые и различаются только степенью шума. Забегая вперёд, скажу – что степень шума существенно отличается.

Дальше идёт уточнение, что в зависимости от маркировки рельс и каретка считаются взаимозаменяемыми и невзаимозаменяемыми. Больше пояснений никаких нет, но, вероятно, речь идёт о взаимозаменяемости серий QE на EG.
Итак, у нас есть расшифровка маркировки, для понимания того, что нам нужно прикупить:

https://xn--l1adgmc.xn----7sbbtqh1alwh2cf.xn--p1ai/uploads/images/2/3a572a0f01fdc6b39af965840046d231.jpg

Наша маркировка QEH15SA2U2520Z0H обозначает буквально следующее:
Из самой маркировки (её длинны) мы можем сделать вывод, что она считается невзаимозаменяемой с серией EG, на что я наплевал.
QE – серия подшипника
H – прямоугольный типа каретки (или, он же, высокий)
15 – типоразмер
S – нагрузка. И это самый тонкий момент во всей этой истории. Ниже я поясню почему. Если вы всмотритесь в описание маркировки, то увидите, что типа S там нет. А наша маркировка именно  S. Тут можно припомнить ещё рисунок из сервисмануала. Почему это важно – объясню позже
A – крепление сверху
2 – две каретки
Дальше уже идёт характеристика рельсы, нам не нужные, потому что рельсу мы менять не станем:
U – крепление сверху
2520 – длинна рельсы
Z0 – какой-то натяг, не знаю что вообще за натяг.
H – более менее себе такой класс точности.
В итоге, нам нужна каретка QEH15SA (или, если вы готовы рискнуть – EGH15SA) – 2 штуки. Но это не так. Дальше будет почему.
Итак, листаем каталог ниже, находим детальные размеры и чертёж, так сказать.

https://xn--l1adgmc.xn----7sbbtqh1alwh2cf.xn--p1ai/uploads/images/2/74672bd932c14ff88b8cbd75b661adff.jpg

Если вы будете внимательным и сравните этот рисунок с рисунком из сервис-мануала, то вы неминуемо обнаружите разницу – в сервисмануале явно нарисована каретка «C». Но пока что я этого не заметил.
Смотрим второй каталог http://bazteh.ru/catalog/hiwin_obshhij_katalog.pdf, посвящённый серии EG, чтобы убедиться, что они подходящие тоже. Находим расшифровку маркировки и убеждаемся, что она идентична и даже более развита (в ней присутствует наша буква S!)

https://xn--l1adgmc.xn----7sbbtqh1alwh2cf.xn--p1ai/uploads/images/2/0e4bb149959eca9637007f089b9714cb.jpg

Листаем ниже и находим визуализацию с характеристиками:

https://xn--l1adgmc.xn----7sbbtqh1alwh2cf.xn--p1ai/uploads/images/2/6ee48e62394a45315ed7e47b21c64573.jpg

https://xn--l1adgmc.xn----7sbbtqh1alwh2cf.xn--p1ai/uploads/images/2/fa294b66c77b04571af4762f437d22f9.jpg

Как видите – по всем механическим характеристикам, подшипники идентичны.
Я начинаю искать нужную мне каретку в СПб и обнаруживаю её в среднем за 2500.00 рублей. Даже невооружённым взглядом можно увидеть трогательную разницу в цене, которая почти десятикратна. Прослезившись я пишу дилеру, что, наверное, не буду покупать оригинальный подшипник.
И я приступаю к поискам каретки – где б купить. Сразу скажу – это оказалось не так просто. Я хотел купить её прямо здесь и сейчас. Для скорости за налик. У меня горела печать. Мне некогда было. Время уже было к трём часам дня.
Пришлось попотеть. Но в наличии было тут: http://promxolding.ru/
Однако, жизнь приготовила мне сюрприз и чел сказал, что у него именно такого какой мне нужен в наличии нет. А есть или
QEH15СA или EGH15SA
Я встал перед выбором – или  нужная серия, но неправильная рассчётная нагрузка и сам размер подшипника (как видно в таблицах, размеры серии С больше), или взаимозаменяемая серия, но зато с нужной нагрузкой S. Я выбираю EGH15SA. Хрен с ней с серией. Главное размер.
И, о чудо! Как оказалось позже, уже при замене – в сервисмануале дезинформация. По факту, это серия C. Приведена неправильная маркировка. Потому что по факту стоят подшипники серии С. И на картинке также нарисована серия С. В итоге я сделал максимально не тот выбор из всех возможных комбинаций. Но я об этом ещё не знаю. Я еду менять подшипники и радостно обнаружу это только вечером. И мне будет совершенно всё равно. Меня греет мысль, что я сэкономил на баб и дешёвую выпивку 14 рублей (подшипники обошлись мне в 6000.00).
Кстати, подшипник серии С имеет 4 посадочных места под винты. А крепятся только в два. Из чего можно сделать вывод, что всё-таки, изначально должен был стоять подшипник серии именно S. Возможно, что серия С актуальна для JV300, хотя разница в весе из-за второй головы там ничтожна, конечно.

https://xn--l1adgmc.xn----7sbbtqh1alwh2cf.xn--p1ai/uploads/images/2/1abe7ef54eb3aca505e0498fe577afde.jpg
Вон та красная хреновина выпала из под каретки во время печати - я чуть не обосрался, думал сколопендра.

Впереди меня ждало увлекательное времяприпровождение с отвёрткой в руках. Так как я от природы на удивление туп и криворук, то я довольно долго пялился на рельсу, каретку и внутренности станка, разобрав корпус. Я довольно долго прикидывал, что бы лучше было демонтировать для замены - рельсину или рельсину всё-таки не трогать, а снять весь фарш с ремнём и прочим блудняком, что по разные стороны от рельсины. Мне показалось, что проще демонтировать рельсину.
https://xn--l1adgmc.xn----7sbbtqh1alwh2cf.xn--p1ai/uploads/images/2/15da4d8c830d37cf4f11d7341eb9c545.jpghttps://xn--l1adgmc.xn----7sbbtqh1alwh2cf.xn--p1ai/uploads/images/2/1a88bd36da97476f3709c6b2f3164fa1.jpghttps://xn--l1adgmc.xn----7sbbtqh1alwh2cf.xn--p1ai/uploads/images/2/2a39b56428f225a6a68cb73a69c5d815.jpghttps://xn--l1adgmc.xn----7sbbtqh1alwh2cf.xn--p1ai/uploads/images/2/925adb83a4049007a4580b9f2a3de725.jpg

Краткая инструкция как поменять сам подшипник: сперва откручивается один (любой), отводится в сторону и снимается с конца рельсины. Надевается новый. И прикручивается. Тоже самое повторяется со вторым подшипником. Чтобы не трахнуть каретку с головой об стол, а потом и об пол, я решил не откручивать все винты. А оставить один посерёдке, подложив под каретку листы ПВХ, так, чтобы подошва ничего не касалась. Тем самым я смог качать рельсу на этом винте поднимая или опуская конец и высвобождая подшипник. Я довольно быстро с этим справился. И стал всё закручивать обратно. Идея со съёмом рельсы была превосходной, я не предвидел только один момент – рельса не имеет жёсткой посадки. Диаметр отверстия под винт больше самого винта. В результате чего посадка имеет люфт. Ты можешь посадить рельсину высоко, а можешь совсем низко. Диапазон смещения составляет примерно 5мм, что просто до хера себе. Никаких упоров. Никаких привязок к чему либо – как её вешать обратно, не известно. Когда я повесил её максимально высоко и отряхнул руки, то голова на скорости промчалась в право за парковку и треснулась об упор. Голова прошла выше датчика нуля. Тогда я сместил рельсу максимально вниз.  То подошва дзинкнула о прижимную планку. По счастию – не дюзами.
И тут я серьёзно пригорюнился. Что делать – я решить не мог. В результате я провозился ещё пару часов и повесил рельсу чисто на глаз примерно посередине. Потом откалибровал дроппозишн и пошёл печатать. Так случилось, что с момента описанных событий прошло уже около месяца. И за это время как-то поднавалилось заказов. Я выпустил порядка 2000м.кв. И что я вам могу сказать?
1.    Не надо снимать рельсу. Это неправильно. Я смог настроить каким-то чудом её взад. Но это порочный путь. Надо снимать всю ботву с ремнём.
2.    Не надо брать серию EG – она реально шумная. Правда, я до сих пор не одел корпус обратно. Наверное будет потише, когда одену. Но всё равно. Во-первых, изменился сам звук перемещения. Во-вторых, он реально громкий.
3.    Не надо покупать эти подшипники у официалов – лучше потратить эти деньги на дешёвых баб и хорошую выпивку.
4.    Смазывайте хотя бы раз в год подшипник.
5.    У меня всё работает. И, вроде б, работает благополучно. Но, будем посмотреть.
В результате, если вы столкнётесь с подобной проблемой и захотите пойти моим путём – сэкономить, да ещё и пройти увлекательный квест, то вам следует знать, что:
На JV150 на каретке стоит два подшипника QEH15СA (на 4 винта)
И его можно заменить в случае острой необходимости на следующие серии
- QEH15SA (короткий на два винта)
- EGH15СA (такой как нужно, но шумный)
- EGH15SA (короткий и шумный, как раз такой поставил я)
Успехов вам и всем тем славным парням энтузиастам с отвёртками и молотками в руках, что подобны мне или даже лучше.

https://thumbs.dreamstime.com/b/old-rusty-ball-bearing-isolated-white-background-69832963.jpg

2

Re: Сказ о том, как я менял линейные подшипники.

Благодарю за информативный пост. Меня немного пугает, что подшипник на 150 рассыпался на 20к. Если только вы в 10-12 проходов на фасте не фигачили.
Погодите ка. Эмперические изыскания показали, что на нашем семилетнем китайце стоит такой же или практически такой же подшипник (QE15). Он даже жив. Правда на другом нашем китайце такой же подшипник, но рельса закреплена вверх ногами. Очень загадочный китаец. Но голова ходит плавно. Пока что.

3

Re: Сказ о том, как я менял линейные подшипники.

Видимо я проморгал момент, когда загустела смазка. И пыль я нифига не счищал с него. Наверное понабилось грязи и смазка превратилась в абразив - раскрошив пластиковый сепаратор внутри.

4

Re: Сказ о том, как я менял линейные подшипники.

Бывает еще хуже - изначально пустые и сухие.