Тема: Полошение
Без всякого особого витиеватого вступления я освещу столь волнующий всех молодых печатников вопрос полос. Также это вопрос может несколько беспокоить владельцев китайских интерьерных принтеров (но может и нет, потому что всяких других проблем у них и без того выше крыши). Ну и совершенно он не волнует тех, кто печатает широкий формат (от 3,2м и более - там на всё наплевать, лишь бы печатал).
Итак, начнём с того, что природа полошения при печати может быть разной, а потому для правильного лечения нужно искать её причину. Поняв причины можно принять эффективные меры. Итак, по возрастанию трудности проблемы:
1. Самый простой вид полос связан с неопытностью печатника и вызван он либо слишком большим шагом подачи материала, либо слишком малым. Соответственно, это рождает либо светлые, либо тёмные тонкие полосы меж проходов.
На английском такой вид полос называется либо бендингом либо бэдингом. Устраняется это исключительно настройкой шага подачи материала, для чего нужно почитать инструкцию.
Иногда можно наблюдать, что как бы ты ни настраивал станок - то полосы всё равно периодически появляются на какой-то промежуток, а потом изображение вновь качественное.
И так с периодичностью в 20-30см. Это говорит о том, что у вас кривой рулон (кривая шпуля) и неравномерная намотка материала. То он подаётся в ослабленном режиме, то с натяжением. От чего постоянно сбивается шаг подачи. Как правило это проблема самых дешёвых плёнок и баннеров.
Для предотвращение подобного полошения производители принтеров придумывают различные ухищрения. Например - межпроходное размытие (Mimaki) или волновая печать (Mutoh). Инструмент полезный, но печатника расхолаживает.
Проходы без эффекта сглаживания:
Эффект межпроходного размытия:
Есть хитрость, которая поможет избавится от проблемы, если у вас неравномерная намотка или кривая шпуля: так называемая Петля. Петля - это когда вы отматываете материал с рулона и он подаётся не раскручивая рулон внатяг, а свободно свисая петлёй между рулоном и протяжными роликами. Иногда можно встретить особых мастеров, которые кидают ещё в эту петлю пустую шпулю - напрасный труд. Стремление кинуть туда шпулю идёт от широкоформатных станков, где это по умолчанию необходимо и так построен сам принцип размотки (не протяжные ролики разматывают рулон, а специальные сенсор по сигналу раскручивает рулон).
2. Самый раздражающий меня вид полошения связан с безответственностью печатника. Выглядеть это может так:
Вызвано такого рода омерзительное полошение только подлостью печатника, которому наплевать на печатный станок, и он не занимается обслуживанием станка - вовремя не чистит голову, регулярно не проверяет тест, не следит за общей чистотой станка и помещения. В результате чего дюзы на голове засоряются и станок печатает вот так плохо. Зачастую, это уже не исправить. Но всё равно на данный случай всегда есть три основных рекомендации от опытных печатников:
- Замочить голову на ночь (на сутки, на трое суток). Это единственный здравый совет из трёх. Если он не помогает - то можно покупать новую голову - всё остальное ерунда полнейшая. Сама процедура замачивания либо предусмотрена штатно в инструкции (у Mimaki по крайней мере) либо с помощью смекалки и подручных вещей организовывается самостоятельно. Смысл в том - чтобы налить в парковку сольвента и опустить туда голову (не свою). Не помогло - всё, покурите и забудьте про неё. Но, в принципе, можете попробовать и два других совета - по крайней мере, хуже не станет.
- Протянуть голову шприцем. При этом, мастера данного искусства рекомендуют не просто тянуть сольвент (горячий сольвент) в шприц с низу. Но и одеть шприц сверху и продавить сольвент. Можно потискать сольвент туда-сюда. Некоторые, особенно старые печатники, бивни, также советуют делать смесь из сольвента и ацетона. Я не советую ничего этого делать. Даже если вы добьётесь успеха (такое всё же бывает), то это временный эффект и связан он, скорее всего, с чистой случайностью - а никак не с процедурой шприцевания. Я таким делом промышлял и скажу со всей ответственностью - что успеха я не добился ни разу. Кроме того - спешу предостеречь энтузиастов - не грейте сольвент экстремальными способами. Например, кипятильниками. Иначе будет возгорание. Только водяная баня.
- Ультразвуковая чистка головы. Этот способ работает и помогает, но только на головах от широкоформатных принтеров (типа Seiko SPT). По крайней мере в России нет известной мне конторы, которая бы предлагала услуги по ультразвуковой чистке голов типа DX (самые распространённые головы для интерьерных станков). Вы можете приобрести простую ультразвуковую ванну на aliexpress, но, по-моему, это будут просто выброшенные деньги. Хотя в ней можно будет помыть ноги.
В итоге, самый верный способ реанимировать голову в таком состоянии - не доводить её до такого состояния.
3. Самый удивительный вид полошения - плешивость. Выглядит это так:
То в одном месте, то в другом на сплошных заливках появляется какая-то непредвиденная белёсость. Или плеши. Как правило это связано с неподходящей вязкостью чернил. Или с тем, что чернила просто испортились. Например, вышел срок годности. Или они были заморожены длительное время и несколько раз, после чего изменились их химические свойства. Или это просто дрянные чернила. Самые опытные сервис-инженера предлагают радикально разбавить чернила чистым сольвентом. Но я не могу даже сказать, что не возражаю против такого действия. Я категорически возражаю против такого кощунства и более того, скажу - что это может нанести непоправимый вред. Ну а уж душу печатника это погубит навсегда и гореть ему в печатном аду. Дело в том, что, во-первых, эта доза определяется исключительно на глаз, тем самым вы можете слишком сильно разбавить чернила таким образом, что они элементарно потеряют свою плотность цвета. Во-вторых, при замене пакета с чернилами цвет последующих отпечатков будет заметно отличаться от предыдущих опять же из-за разной плотности пигмента - так как невозможно будет соблюдать идеально точную дозу. В-третьих, чернила могут не перемешаться полностью и взвесь будет неоднородной. Единственным лекарством от этой проблемы может быть замена чернил. Да, это ужасно непрактично и затратно - но другого пути нет. Иногда, в некоторой степени, проблему может скрыть построение профиля с явным переливом чернил. Но это, фактически, ходули, а не решение проблемы. Вы и чернил будете тратить больше и отпечатки у вас будут с явным переливом. Мелочь всякую в деталях не сможете печатать.
Справедливости ради нужно сказать, что причины такого полошения могут быть гораздо сложнее и корениться на уровне механики или даже электроники. Но такая ситуация по-правде сказать - редкость. Однако, если уж виноваты не чернила, то, скорее всего, вам не поможет ничего кроме как замена станка. Либо необходим настоящий специалист своего дела, который сможет точно диагностировать проблему (я таких спецов не встречал). Порой проблема решается заменой головы.
4. Самый печальный вид полошения - матрас. Или, иначе говоря - межпроходное полошение. Это самый трагический дефект. Когда один проход отличается по тональности от следующего. Существует подобного вида дефектов три вида:
- Самый безобидный - это естественный матрас. Пример - слева снизу:
Связан он со сложностью некоторых цветов. То есть, матрас наблюдается не на всех цветах, а только на каких-то. Некоторых. Это сложные составные цвета. И, в принципе, здесь нет чёткого правила - какие это цвета. Бывает у всех по-разному. Но чаще всего, это болотный зелёно-коричневый цвет, серый, пепельный. Спровоцирована эта проблема следующим образом: когда печать выполняется в режиме bi-direction то для формирования составного цвета требуется положить сперва, например, жёлтый, потом чёрный, потом синий. В своё время, когда головы стояли не зеркально относительно друг друга, а парно: чёрный/чёрный, синий/синий и т.д. то эта проблема была более насущной. Потому что, когда голова двигалась влево, то сперва выстреливал жёлтый, потом чёрный и потом голубой. Когда голова шла обратно вправо, то порядок менялся на обратный и вопреки ожиданиям оттенок становился другим. И если печать шла в неравное количество проходов (в 1, 3, 5, 7 и пр.) то проблема явно выпячивалась наружу. Но и при чётном количестве проходов возникали трудности. Почему-то. С внедрением зеркальной схемы каналов проблема сохранилась только на некоторых цветах. И побороть это можно 4-мя следующими способами:
1. Поменять цвет в макете
2. Печатать в однонаправленном режиме.
3. Увеличить количство проходов (проблема не уйдёт, но будет менее заметна).
4. Повысить до предела влажность в помещении и понизить температуру столов. Но это плохой способ. Фактически вы один дефект меняете на другой - полошение на растекание (когда чернила высыхают и закрепляются с некоторым замедлением, тем самым растекаясь и образовывая более однородную заливку, но при этом уничтожая мелкие детали).
Можно ещё понизить скорость печати - это тоже бывает полезным.
- Частичный матрас. Как правило заметен тоже только на некоторых цветах. И в основном на глянцевых материалах. Бывает двух видов - с одной стороны материала или с обеих сторон.
При этом, центральная часть остаётся сплошной (иногда бывает, что подобного рода дефект и на всю ширину материала. Тогда это скорее всего сопряжено с тем, что материал слишком узкий и скорость печати для него не подходит - нужно замедлять). Связан этот дефект с тем, что чернила не успевают до конца высохнуть по краям материала, когда каретка уже едет назад и кладёт следующий проход. А в середине материала чернила высохнуть успевают и следующий слой ложится на них таким образом, что формируется сплошной и равномерный красивый цвет. По краям же, когда каретка заканчивает слой и тут же возвращается обратно - возникает не однородность по сравнению со следующем возвратом. Чаще всего проблема наблюдается с левой стороны материала. Потому что с право находится парковка и голова в любом случае запрыгивает на неё каждый возврат - тем самым с правой стороны каретка совершает паузу чуть больше чем с левой. Лечится это изменением режима печати - помедленнее и побольше проходов. Можно ещё отправить гулять каретку по ширине стола, а не по ширине материала. Всячески постараться сделать равномерное пребывание каретки над материалом. Бывает, что это не лечится.
- Полный матрас. Когда вы наблюдаете матрас на подавляющем количестве цветов или даже на всех.
Это тяжелейшая и самая трудная проблема. Иногда это комплексная проблема, вызванная неправильным профилем, плохими чернилами и особым микроклиматом в помещении. Но если у вас хорошие, рекомендуемые, чернила, чистая светлая комната, отстроенные профиля, а проблема есть, то моё мнение - это механика. Моё мнение - потому что вопрос этот суперсложный и не понятный. И мой опыт свидетельствует, что даже замена печатной головы, и материнской платы, и всех шлейфов, и даже чёрта в ступе - не меняет ситуацию. Матрас не устранить. И отличает этот вид матраса от двух предыдущих то что он наблюдается не только на глянцевых материалах, но и на матовых. Во всех режимах. Выход только один - менять взад весь станок на новый.
Бывает ещё один вид полошения - когда на голову налипает всякий мусор или цепляется волосня и начинает скрести по только что отпечатанному, ещё не подсохшему слою чернил. Но я бы не назвал это проблемой. Если печатник профессионал, то такой проблемы быть не может.